Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации

Материалы » Банковские пластиковые карты » Развитие рынка пластиковых карт в Российской Федерации

Страница 1

Объем операций по картам в РФ за прошедший год составил 1,88 трлн. руб. Сумма, безусловно, внушительная, однако существенная ее часть приходится на операции снятия наличных по зарплатным картам, соотношение которых к операциям в торгово-сервисной сети составляет порядка 89 к 11 на сотню совершаемых операций. Следует отметить тенденцию к росту размера совершаемых операций по картам: усредненная сумма одной транзакции в I квартале составляла 2939 руб., во II квартале – 3008 руб., в III квартале – 3131 руб., а по итогам IV квартала составила 3257 руб.[3]

Лидерами по эмиссии являются банки Москвы и Московской области, выпустившие 11,3 млн. карт (32% эмиссии всех карт), вторую строчку занимают банки Санкт-Петербурга, эмитировавшие 2,57 млн. карт (свыше 7% общей эмиссии), а на третьем и четвертом местах расположились банки Тюменской области, выдавшие 1,79 млн. карт (5%), и Свердловской области – 1,46 млн. карт (4%).

В то же время сохраняется отставание России от стран с развитым карточным рынком: если на тысячу жителей в США приходится порядка 2000 платежных карт, в странах ЕС – около 800, то в России этот показатель пока не превышает 200 карт.

По прогнозу вице-президента, главы представительства MasterCard Europe Андрея Королева, рынок пластиковых карт в России до 2006 года вырастет на 400%. Согласно обзору исследования рынка «пластика», который был проведен по заказу MasterCard Europe, количество пластиковых карт на душу населения в нашей стране приблизится к среднеевропейским показателям уже через 3-5 лет.

Важным фактором увеличения безналичных платежей является рост количества предприятий торговли и услуг, принимающих к обслуживанию платежные карты, а также появление банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной связи и т.п. Это способствует увеличению доли платежей, совершенных с использованием карт на предприятиях торговли и услуг, в совокупном объеме платных услуг населению, общественного питания и розничного товарооборота (см. рис. 3).

Рис. 3.

Инфраструктура, предназначенная для осуществления операций с использованием карт в 2003-2004 году в РФ[4]

Из рис. 3 видно, что по сравнению с 2003 годом количество банкоматов выросло на 2,26%, пунктов выдачи наличных – на 6,89%, торгово-сервисных точек – на 6,14%.

Хотелось бы отметить, что почти 96% от общего объема операций, совершенных на территории России, приходилось на операции, совершенные держателями карт, эмитированных кредитными организациями – резидентами, и 4% – нерезидентами.

В то же время в общем объеме операций с использованием карт, эмитированных нерезидентами, доля операций по оплате товаров и услуг составила 47%, а по снятию наличных денег – 53%.

Держатели карт, эмитированных банками-резидентами, по-прежнему предпочитают в России использовать карты для снятия наличных денежных средств, а не для оплаты товаров и услуг. Это обусловлено, прежде всего, тем, что большинство эмитированных ими карт является «зарплатными», а также недостаточно развитой инфраструктурой их обслуживания. Хотя в последнее время, как уже отмечалось, она динамично развивается.

В то же время количество операций по оплате товаров и услуг, совершенных за пределами России держателями карт, эмитированных кредитными организациями – резидентами, преобладает над количеством операций по снятию наличных денег (см. рис. 4):

Страницы: 1 2 3 4 5

Актуальные статьи:

Медицинское страхование в Германии
Многие страны Европы отдают предпочтение обязательному медицинскому страхованию. Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария подчинены общему закону оплаты взносов по медицинскому страхованию. История обязательного ...

Структура банковской системы РФ
По мнению специалистов [10, стр. 19], сегодня в России сформировалась двухуровневая банковская система: · первый уровень - Центральный банк России, · второй уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществл ...

Долевые ценные бумаги
«Акция - это эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества (АО) в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после е ...