Зарубежный и российский опыт страхового бизнеса показывает, что сбор, обработка и анализ статистической информации являются ключевыми вопросами, связанными с обеспечением высокой эффективности страховой деятельности. Более того, качество страховых услуг в значительной степени зависит от наличия полной и достоверной страховой статистики. Однако российские страховщики в настоящее время не могут в полной мере пользоваться адекватной современному состоянию российской национальной системы страхования статистической базой.
Рассматривая сложившуюся на протяжении последнего десятилетия систему статистического наблюдения за страховыми организациями, можно отметить, что в Российской Федерации до недавнего времени существовали только два центра сбора и обработки статистической информации: Департамент страхового надзора Минфина России и Госкомстат России. В целях оперативного информирования о деятельности страховых организаций и текущего надзора за их финансовым состоянием Департамент страхового надзора Минфина России собирает статистические данные поквартально, Госкомстат России - информацию о годовых итогах деятельности страховщиков по более широкому перечню вопросов. Так, по форме 1-С в Департамент страхового надзора Минфина России ежеквартально сдаются данные по обобщенным показателям: обязательное страхование, добровольное страхование, в том числе страхование жизни, имущественное страхование, страхование ответственности и личное страхование (за исключением страхования жизни). Существует форма статистической отчетности (1-СК) с более подробной конкретизацией по видам страхования, но информация по этой форме сдается страховыми организациями один раз в год. К сожалению, из публикуемой по итогам наблюдения информации нельзя узнать данные по страхованию каско автотранспорта, воздушных и водных судов, так как они объединены в одну позицию. Кроме того, данные по региональным страховым рынкам искажаются из-за отсутствия адекватного учета показателей деятельности филиалов страховых компаний из других регионов России (обычно из Москвы), что приводит к занижению объемов региональных рынков и некоторому завышению удельного веса Московского региона в национальной системе страхования России.
Следует отметить, что статистические данные о национальной системе страхования нужны не только в целях государственного надзора за деятельностью страховщиков. Наличие достоверной страховой статистики и постоянное ее совершенствование на методологическом и информационном уровнях способствуют решению следующих важнейших задач страхового бизнеса:
обеспечение эффективного взаимодействия между страховщиками и органами надзора за страховой деятельностью со стороны государства;
анализ состояния, динамики и структуры российского страхового рынка;
обеспечение достоверности и качества обоснования экономической целесообразности принятия различных законопроектов в области страхования, а также их реализации;
гарантия открытости страховщиков для отечественных и иностранных партнеров (по Федеральному закону "О защите прав потребителей" (в ред. от 09.01.1996 N 2-ФЗ, с изменениями от 17.12.1999) страхователи имеют законные права на информацию о качестве страховых услуг и об их исполнителях);
повышение эффективности тарифной политики российских страховщиков и, как следствие, деятельности всех участников страхового бизнеса;
оптимизация процесса лицензирования страховой деятельности, лицензионных условий и технологий страхования, повышение качества расчетов страховых тарифов и бизнес - планов страховой деятельности на основе достоверной страховой статистики, учитывающей специфику регионов России;
обеспечение достоверности комплексной оценки деятельности страховых компаний в публикуемых в печати рейтингах страховщиков;
повышение уровня безопасности страховых операций за счет сокращения убытков страховых компаний от страхового мошенничества.
Решение указанных задач позволит укрепить позиции российских страховщиков на финансовых рынках в России и за рубежом. На российских фондовых биржах акции российских страховщиков пока не приобрели большой популярности, что объясняется отсутствием открытой и достоверной информации об их деятельности. Наши страховые компании в основном имеют формы собственности в виде ООО и ЗАО. По состоянию на конец первого полугодия 2000 г. из 1200 российских страховщиков лишь немногим более 300 были организованы как открытые акционерные общества.
В настоящее время отсутствуют четкие методические рекомендации по сбору, анализу и обработке статистической информации, предназначенной именно для расчета страховых тарифов. В большинстве случаев приходится сталкиваться с массивами статистической информации, собранной не по формам ведомственного статистического наблюдения, изучение которой практически ничего не дает, так как были неправильно определены начальные условия (когда и какие данные собираются), а зачастую даже нет ясного ответа, с какой целью было проведено статистическое исследование. Соответственно страховые компании должны иметь всю доступную информацию и затем анализировать ее по конкретно заданному алгоритму расчета страховых тарифов, в противном случае достоверно рассчитать страховые тарифы невозможно. В результате вероятность банкротства страховщика будет достаточно велика. Таким образом, целесообразно разработать более полно удовлетворяющие интересы страховой индустрии стандарты сбора, обработки и анализа страховой статистики. Используя их, можно будет на основе статистических данных рассчитать страховые тарифы, отражающие реальный уровень страхового риска.
Актуальные статьи:
Кредитные операции
Банковский кредит – это экономические отношения, в процессе которых денежные средства предоставляются банками во временное пользование и за определенную плату. Банки предоставляют кредиты на основе принципов срочности, возвратности, платн ...
Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться ...
Сущность, условия проведения и участники
факторинговых операций
Операция факторинга заключается в том, что факторинговый отдел банка покупает долговые требования (счета-фактуры) клиента на условиях немедленной оплаты до 80% от стоимости поставок и уплаты остальной части, за вычетом процента за кредит ...