Российская страховая статистика

Материалы » Организация страхового дела » Российская страховая статистика

Страница 2

О необходимости построения понятной и отражающей реальность страховой статистики свидетельствует опыт страхования ответственности владельцев автотранспортных средств в Польше, когда по истечении первых лет с момента введения этого вида страхования польские страховщики стали нести значительные убытки из-за заниженных страховых тарифов.

В деле повышения эффективности страхового дела в России значительную роль могла бы играть система присвоения рейтинга страховой компании на основе достоверной статистической информации. При этом важно, чтобы отечественные стандартные методики сбора, обработки и анализа информации для присвоения рейтинга были интегрированы в международную практику рейтинговой оценки страховщиков. Имеет значение также учет динамики изменения основных показателей деятельности страховых компаний как минимум за последние несколько лет.

Инвесторы страховой компании, как правило, бывают заинтересованы в том, чтобы страховая компания прошла тщательное "просвечивание" по стандартным методикам, когда учитывается полная и достоверная информация обо всех показателях ее деятельности. Даже если российская страховая компания по стандартной методике будет иметь невысокий рейтинг, она может принять соответствующую программу оздоровления своей деятельности и построить бизнес - план в целях повышения эффективности страхового портфеля.

В стандартизации методов сбора, обработки и анализа, данных страховой статистики, оценки рейтинга заинтересованы страховые компании, ориентированные на международные сделки, перестрахование внутри страны и на зарубежном рынке. По рейтингу любой субъект хозяйствования, заинтересованный в эффективном страховании, может оценить перспективы деятельности страховой компании и стратегию ее развития, качество инвестиционного портфеля, адекватность капитала, ликвидность активов и гибкость финансовой деятельности. В каждом конкретном случае должен быть, безусловно, индивидуальный подход, при котором учитывалась бы специфика страхования по накопительным и рисковым видам страхования. При стандартизации методов сбора, обработки и анализа статистической информации, оценки рейтинга страховых компаний должны применяться специальные методы, позволяющие:

♦ выявить так называемые финансовые и зарплатные схемы с использованием страхования жизни. Это возможно, если при этом будут разработаны методики анализа нормы доходности, фактически получаемой от инвестирования страховых резервов по страхованию жизни и включаемой в страховое обеспечение;

♦ организовывать экспертные оценки методик сбора, обработки и анализа полученных данных по всем показателям, характеризующим различные стороны деятельности страховой компании.

Представляет интерес опыт экономически развитых стран мира, где сосуществуют две системы статистического наблюдения за страховой деятельностью: во-первых, в целях надзора за деятельностью страховых организаций действует система государственной статистической отчетности; во-вторых, для прогнозирования рынка и расчета страховых тарифов созданы статистические службы при профессиональных объединениях страховщиков, уже давно осознавших важность своевременного получения адекватной страховой статистики для устойчивого долговременного развития.

Службы статистического анализа созданы практически во всех союзах и объединениях страховщиков Европы. Они решают несколько задач, начиная от реализации представительской функции союза или объединения в международных, государственных и общественных органах. Но в первую очередь статистическая информация используется страховщиками для маркетинговых исследований, правильного расчета страховых тарифов и т.д. Не следует забывать, что страхователи, используя данные страховой статистики, могут наиболее адекватным образом выбрать страховую компанию.

Наряду со сбором статистики по общеэкономическим и валовым показателям развития страхования во многих союзах страховщиков занимаются сбором специальной страховой статистики с большей степенью детализации, при этом главная цель работы - оценивать риски и вовремя корректировать тарифы. Союзы и объединения страховщиков берут на себя сбор первичной информации, накопление данных, обобщение и публикацию полученных материалов. Статистические данные публикуются на регулярной основе, обычно ежеквартально, дополнительно издается ежегодный сборник.

Понятно, что если речь идет о новых страховых продуктах, внедренных в практику страхования совсем недавно, то могут быть организованы информационные пулы страховщиков, занимающихся данным видом страхования, в рамках которых регулярно собираются данные о количестве договоров страхования, страховых суммах, выплатах (совокупные, минимальные, максимальные) и по иным вызывающим интерес участников пула вопросам. Как показывает практика, наиболее часто подобные информационные пулы организуются при статистических службах союзов страховщиков. По подобному сценарию начинает действовать и статистическая служба наиболее крупного профессионального объединения российских страховщиков - Всероссийского союза страховщиков (ВСС).

Страницы: 1 2 3

Актуальные статьи:

Сущность прибыли как экономической категории
Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные фу ...

Смета расходов на ведение дела
Перечень расходов по обязательному медицинскому страхованию изложен в п.10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства ...

Законодательные основы потребительского кредитования
Правовое регулирование отношений, возникающих между кредитором и заемщиком в связи с предоставлением последнему потребительского кредита, осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном Банке РФ», ФЗ «О Банках и ...