Методы управления активными операциями коммерческого банка

Материалы » Функционирование активных операций коммерческого банка » Методы управления активными операциями коммерческого банка

Страница 4

В качестве важного вопроса управления активами следует выделить задачу диверсификации, то есть поиск рациональной структуры управляемых активов, обеспечивающей наименьшие потери при снижении их стоимости или размера дохода. Интегро - дифференцированный подход к управлению активами в этом случае заключается в координации управления расширенным набором активов и активов, выпущенных различными экономическими агентами.

Существует два ключевых фактора, которые определяют спрос клиентов банка на средства: с одной стороны, это возможность оттока части или всей суммы депозитов или средств до востребования клиентов, а с другой - это спрос на получение кредитов для удовлетворения производственных или потребительских нужд. Удовлетворение потребностей клиентов в кредитах является одной из самых необходимых условий поддержания устойчивых позиций на рыке банковских услуги поддержания высокого уровня конкурентоспособности коммерческого банка.

Управление активами и их распределение должно осуществляться на основе четкого разделения возможного оттока средств с текущих счетов и спроса на кредиты с тем, чтобы поддержание ликвидности коммерческого банка не приносило чрезмерного вреда его рентабельности.

Практичное решение этого задания может быть осуществлено через управление первичными и вторичными резервами банковского учреждения, а так же активизацию возможностей использования внешних источников пополнения ликвидных средств. При таком подходе целесообразнее применять распределение факторов спроса на ликвидные ресурсы таким образом, чтобы требования клиентов по оттоку средств с текущих счетов банк мог удовлетворить немедленно, для чего он должен иметь в своем распоряжении адекватную величину первичных резервов, а ожидаемый спрос на кредиты удовлетворялся бы с минимальной задержкой.

В последнем случае средством удовлетворения этого спроса могут быть как вторичные резервы, так и возможности привлечения ликвидных средств из внешних источников.)

Применение такого подхода к управлению активами коммерческого банка должно учитывать то, что кроме оттока средств с текущих счетов, который можно прогнозировать в соответствии со среднемесячным оборотом средств по этим счетам, клиенты могут изымать средства со счетов срочных депозитов, срок которых заканчивается в текущем периоде. Исходя их этих двух величин, банк должен сформировать в своем портфеле активов такую сумму первичных резервов, чтобы обеспечить требования клиентов.

Все рассмотренные направления и методы управления активами коммерческого банка целесообразно применять в комплексе, так как, дополняя один другого, они могут создать оптимальные условия для эффективного сбалансирования разных видов размещенных средств, и, таким образом, способствовать поддержанию необходимого уровня финансовой устойчивости и эффективности деятельности банковского учреждения.

Инструментарий управления активными операциями коммерческого банка включает информационные системы, модели планирования, моделирования или сценарный анализ, ежемесячные обзоры и специальные отчеты.

Текущие объемы активов не имеют «идеального» значения, которое можно было бы объективно оценить вследствие сложного влияния микро- и макросреды и поведения клиентов. Поэтому методы управления активами должны, в первую очередь, учитывать проведенные, запланированные и прогнозные активные операции, стоимость фондов, чувствительность этой стоимости, время предупреждения (в случае необходимости), источники получения, общие и структурированные объемы.

Руководство банка, разрабатывая финансовую стратегию управления активами, формируя деятельность банка на рынке, должно учитывать кредитно-финансовую и налоговую политику, состояние государственного и частного секторов, конъюнктуру финансовых рынков, особенности конкурентов, фактических и потенциальных клиентов, собственный финансовый и организационный потенциал, а также влияние внешних факторов (табл. 1.2.1).

Страницы: 1 2 3 4 5

Актуальные статьи: