Инструменты реформирования банковского сектора

Материалы » Эволюция банковской системы Китая и перспективы ее развития » Инструменты реформирования банковского сектора

Страница 1

Вступление в ВТО конкуренция со стороны иностранных банков побуждает Китай к более интенсивному движению в сторону реформ и вынуждает все банки систематически совершенствовать свои технологии менеджмента и кредитного контроля, с тем чтобы доказать свою рентабельность. Уже начинают действовать ранее принятые меры. Управление банками стало более самостоятельным и уверенным. В то же время для многих предприятий стало гораздо труднее получить кредит.Рост сберегательных вкладов по-прежнему достаточно высок. Прогноз на ближайшие годы говорит о ежегодном их приросте 5—10%. Несмотря на наличие дешевых денег, государственные банки стараются искать другие способы улучшения своей доходности и рентабельности. Одним из таких способов могло бы стать обслуживание заинтересованных в привлечении капитала мелких и средних предприятий, которые до сих пор могли рассчитывать только на самофинансирование. Но даже самым успешным частным предприятиям кредиты до сих пор не выдаются, поскольку во многих случаях у них нет возможности получить поддержку государственного гарантийного фонда для обеспечения финансовых рисков. По этой причине ожидаемый спрос на кредиты в частном секторе, даже с учетом потребительских кредитов, будет меньше, чем рост вкладов.

В этой связи возникает вопрос о том, сможет ли «большая четверка» китайских банков разработать реалистичный рейтинг для государственных предприятий и затем применить его для кредитования, несмотря на давление со стороны правительства. Несмотря на то, что системы кредитного анализа в Китае стали значительно надежнее, этого нельзя сказать об анализируемых характеристиках государственных предприятий, которым ранее никогда не приходилось предоставлять подобную информацию банкам и которые даже порой идут на подделку балансовых отчетов. Здесь задача реформаторов состоит в разработке и применении приемлемых правил составления балансов. Одним из эффективных инструментов реформирования банковской системы является санация банков. При этом санация государственных банков путем списания безнадежных долгов, в результате чего стоимость санации оплатили бы все вкладчики из числа физических лиц с потерей своих сбережений, не рассматривается в принципе, и нет признаков, что этот вариант будет когда-либо обсуждаться. Население подобный шаг просто не поняло бы.По мнению ЦБ КНР, государственные банки могли бы снижать сумму безнадежных ссуд, составляющую 26%, на 3% ежегодно, с тем чтобы через 7 лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5—6%. Этот метод наряду с общеэкономическим ростом и приемлемым ростом кредитов, предполагает получение прибыли, за счет которой можно было бы производить списание старых безнадежных долгов.

Давно назревшая рекапитализация — другой инструмент реформирования банковской системы — может быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков на рынке капитала. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высокоприбыльными здоровыми предприятиями, а не с хилыми финансовыми институтами. Теоретически одной из возможностей могла бы стать продажа так называемых «народных акций» — ценных бумаг государственных банков широким слоям населения. Однако этот путь может оказаться весьма опасным, во-первых, количество собранных денег может оказаться недостаточным, во-вторых, банки не приобретут в результате необходимых навыков управления и контроля, в-третьих, новые убытки привели бы к потере доверия рынков капитала, где и так преобладают государственные ценные бумаги. Выделение проблемных кредитов в особую статью представляется неизбежным. В любом другом случае банковский сектор станет «ахиллесовой пятой» и тормозом реформ. Только повторная рекапитализация за счет государственных средств выведет Китай на требуемый международный уровень в 9% экономического роста и тем самым поможет быстрее обеспечить стабилизацию банковского сектора. Исходя из опыта других стран бывшего социалистического лагеря, стратегическая концепция развития банковского сектора страны могла бы включать следующие мероприятия:

― эмиссия государственных ценных бумаг;

― прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;

― разгрузка банков путем радикального, но временного снижения налогового бремени;

― своевременная либерализация процентных ставок;

― ускоренное реформирование системы аудита государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления политических кредитов;

― применение международных стандартов;

― ускоренная либерализация финансового рынка.

Страницы: 1 2

Актуальные статьи:

Основы законодательного регулирования кредитных отношений в России
Под законодательным регулированием кредитных отношений понимают систему мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильную, безопасную, с минимальными рисками деятельность банков. В современных условиях кредитное регулирование сво ...

Формирование кредитной политики банка
Формирование кредитной политики банка является одним из основных направлений управления банковской деятельностью. Каждый банк формирует свою собственную кредитную политику с учетом политических, экономических, организационных и прочих фак ...

Медицинское страхование в Польше
Еще одна страна Восточной Европы привлекает внимание не только богатым культурным наследием. Это государство - родина великого композитора Фредерика Шопена и знаменитой Марии Склодовской-Кюри, открывшей полоний и радий. Страна, где родилс ...