Вступление в ВТО конкуренция со стороны иностранных банков побуждает Китай к более интенсивному движению в сторону реформ и вынуждает все банки систематически совершенствовать свои технологии менеджмента и кредитного контроля, с тем чтобы доказать свою рентабельность. Уже начинают действовать ранее принятые меры. Управление банками стало более самостоятельным и уверенным. В то же время для многих предприятий стало гораздо труднее получить кредит.Рост сберегательных вкладов по-прежнему достаточно высок. Прогноз на ближайшие годы говорит о ежегодном их приросте 5—10%. Несмотря на наличие дешевых денег, государственные банки стараются искать другие способы улучшения своей доходности и рентабельности. Одним из таких способов могло бы стать обслуживание заинтересованных в привлечении капитала мелких и средних предприятий, которые до сих пор могли рассчитывать только на самофинансирование. Но даже самым успешным частным предприятиям кредиты до сих пор не выдаются, поскольку во многих случаях у них нет возможности получить поддержку государственного гарантийного фонда для обеспечения финансовых рисков. По этой причине ожидаемый спрос на кредиты в частном секторе, даже с учетом потребительских кредитов, будет меньше, чем рост вкладов.
В этой связи возникает вопрос о том, сможет ли «большая четверка» китайских банков разработать реалистичный рейтинг для государственных предприятий и затем применить его для кредитования, несмотря на давление со стороны правительства. Несмотря на то, что системы кредитного анализа в Китае стали значительно надежнее, этого нельзя сказать об анализируемых характеристиках государственных предприятий, которым ранее никогда не приходилось предоставлять подобную информацию банкам и которые даже порой идут на подделку балансовых отчетов. Здесь задача реформаторов состоит в разработке и применении приемлемых правил составления балансов. Одним из эффективных инструментов реформирования банковской системы является санация банков. При этом санация государственных банков путем списания безнадежных долгов, в результате чего стоимость санации оплатили бы все вкладчики из числа физических лиц с потерей своих сбережений, не рассматривается в принципе, и нет признаков, что этот вариант будет когда-либо обсуждаться. Население подобный шаг просто не поняло бы.По мнению ЦБ КНР, государственные банки могли бы снижать сумму безнадежных ссуд, составляющую 26%, на 3% ежегодно, с тем чтобы через 7 лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5—6%. Этот метод наряду с общеэкономическим ростом и приемлемым ростом кредитов, предполагает получение прибыли, за счет которой можно было бы производить списание старых безнадежных долгов.
Давно назревшая рекапитализация — другой инструмент реформирования банковской системы — может быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков на рынке капитала. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, но пока стратегические инвесторы готовы иметь дело только с высокоприбыльными здоровыми предприятиями, а не с хилыми финансовыми институтами. Теоретически одной из возможностей могла бы стать продажа так называемых «народных акций» — ценных бумаг государственных банков широким слоям населения. Однако этот путь может оказаться весьма опасным, во-первых, количество собранных денег может оказаться недостаточным, во-вторых, банки не приобретут в результате необходимых навыков управления и контроля, в-третьих, новые убытки привели бы к потере доверия рынков капитала, где и так преобладают государственные ценные бумаги. Выделение проблемных кредитов в особую статью представляется неизбежным. В любом другом случае банковский сектор станет «ахиллесовой пятой» и тормозом реформ. Только повторная рекапитализация за счет государственных средств выведет Китай на требуемый международный уровень в 9% экономического роста и тем самым поможет быстрее обеспечить стабилизацию банковского сектора. Исходя из опыта других стран бывшего социалистического лагеря, стратегическая концепция развития банковского сектора страны могла бы включать следующие мероприятия:
― эмиссия государственных ценных бумаг;
― прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;
― разгрузка банков путем радикального, но временного снижения налогового бремени;
― своевременная либерализация процентных ставок;
― ускоренное реформирование системы аудита государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления политических кредитов;
― применение международных стандартов;
― ускоренная либерализация финансового рынка.
Актуальные статьи:
Юридическая экспертиза организационно-правовой формы и формы собственности
обследованного предприятия
Юридическая экспертиза обследованного хозяйства выполнена на основе изучения его Устава. Общество с ограниченной ответственностью "Прогрес-Агро" Песчанокопского района (сокращенно "Общество") создано на основании решен ...
Платежный и денежный оборот. Структура денежного оборота
Платежный оборот
– это процесс движения средств платежа, применяемых в данной стране. Он включает в свой состав:
- денежный оборот (движение денег в наличной и безналичной формах);
- оборот различных средств платежа (чеки, векселя, бар ...
Состояние рынка факторинговых услуг и практика проведения факторинговых
операций в Республике Беларусь
В настоящее время проведение факторинговых операций между банками и субъектами хозяйствования в Республике Беларусь регулирует Порядок Проведения Факторинговых Операций в Республике Беларусь (письмо НБ РБ № 605 от 18.09.2009 г., с изменен ...