Безопасность банковских систем

Страница 2

Учитывая вышеперечисленные факторы, банкам следует четко определять приоритетные направления деятельности учреждения и стратегических партнеров, проводя постоянный мониторинг их финансовой и политической деятельности [6, с. 175].

Повышение экономической безопасности банковской системы требует со стороны центрального банка постоянного совершенствования качества надзора за банковскими учреждениями.

Предотвращение негативного влияния различных факторов в банковской сфере должно происходить через проведение службой банковского надзора постоянного анализа следующей информации:

1. Объем средств предприятий и финансово-промышленных групп, которые размещены в банковских учреждениях и степень зависимости банков от этих источников финансирования.

2. Качество активов банков, размещенных в других государствах или в отдельных финансовых учреждениях, их репутация, подконтрольность другим финансовым учреждениями.

При этом, характер и степень подконтрольности финансовых учреждений, в которых размещены значительные средства банков, должны определяться также с целью получения информации о формах и методах возможной конкуренции между банковскими учреждениями за потенциальных клиентов.

3. Концентрация финансовых потоков и их прохождения через отдельные банковские учреждения, которые имеют монопольное положение на рынке определенных банковских услуг.

Зонами банковской опасности могут быть как отдельные страны, регионы, так и определенные операции, инвестиции, кредитование отдельных финансово-промышленных групп или отраслей.

При этом банковский надзор должен предотвращать возможности негативного влияния на финансовую стабильность банковской системы через анализ и прогнозирование политической и экономической среды. Такой анализ предполагает определение:

Объемов влияния отдельных политических групп в банковской сфере и степени зависимости банковской системы от отраслей народного хозяйства, какие подконтрольные разным финансово-промышленным группам.

Подверженность субъектов банковской системы влиянию политических и экономических сил других государств, которые могут провести через них мероприятия, направленные на подрыв национальной банковской системы.

Полученную информацию центральному банку необходимо анализировать с целью своевременного проведения упредительных мероприятий со стороны службы банковского надзора, к которым можно отнести:

- выдвижение требований к банкам по диверсификации источников финансирования, в случае, если банковское учреждениенаходится в значительной зависимости от отдельной финансово-промышленной группы или политической группы;

- определение степени надежности финансовых организаций разных государств, где размещается значительная часть активов национальных коммерческих банков, а исходя этого, устанавливать лимиты максимальных остатков на корсчетах для различных стран и отдельным банкам и финансовым группам.

В случае если отдельное банковское учреждение в результате каких-либо обстоятельств приобрело монопольное положение на обслуживание определенных финансовых операций, органы надзора должны проводить ряд мероприятий, направленных на устранение концентрации финансовых потоков и ее монополии этого учреждения.

Органам надзора также следует инициировать создание ряда законодательных норм, которые позволяют повысить ответственность средств массовой информации за обнародование недостоверной информации, которая может привести к финансовому и банковскому кризису путем подрыва доверия к конкретным банкам или банковской системы в целом.

Усиливающим эффектом для уменьшения влияния распространения недостоверной информации через средства массовой информации является усиление роли независимых рейтинговых агентств, которые представляют альтернативную оценку финансового состояния банковского учреждения.

Повышение стабильности банковской системы должно происходить и через мероприятия, которые проводятся правительством по улучшению общих макроэкономических факторов:

- повышение общего доверия к банковской системе и привлечение в нее средств населения.

- возвращение средств в банковскую систему из теневого сектора экономики.

- повышение стабильности и доверия к национальной валюте.

- уменьшение налогового давления.

Таким образом, экономическая безопасность банковской системы должна поддерживаться системой аналитических, регулятивных и макроэкономических мероприятий, которые осуществляются как центральным банком в пределах банковской системы, так и Правительством, вне сферы влияния центрального банка.

Страницы: 1 2 

Актуальные статьи:

Тенденции развития системы кредитования в России
В связи с переходом к рыночным отношениям произошла коммерциализация отношений между хозяйствующими субъектами. Целевая ориентация в цепочке «банк-кредитор — предприятие-заемщик» сместилась в сторону прибыли. При этом наблюдались общее па ...

Основные показатели статистики страхования и методология их исчисления
Страхование — процесс двусторонний. Основные субъекты страхования следующие [12, с. 23]. Страхователь (полисодержателъ) — дееспособное физическое или юридическое лицо, уплатившее страховой взнос и вступившее в конкретное страховое обязат ...

Формирование и развитие потребительского кредитования в России
Современный этап предоставления кредитных услуг населению российскими банками начался в конце 1990-х годов, после завершения экономического кризиса 1998 г. Процесс реструктуризации банковского сектора продолжался до 2000 г. и включал в се ...