Международные финансовые организации, их функции и роль

Материалы » Международные кредит отношения » Международные финансовые организации, их функции и роль

Страница 1

Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития

МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числе США— 17,5%, 15 стран ЕС - 30,3%, Японии - 6,3%, России -2,8% (она занимает 10-е место по величине квоты — 8,1 млрд дол.). Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагают в ВБ 17% всех голосов, т.е. имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне.

Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран — членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР или свободно конвертируемой валютой и 75% — национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 6,4% подписного капитала, а 93,6% служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках.

В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.

Основные задачи МВФ заключаются в следующем:

■ содействие сбалансированному росту международной торговли;

■ предоставление кредитов странам-членам (сроком до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;

■ отмена валютных ограничений;

■ межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированы в Уставе Фонда.

Возможность получить кредит МВФ ограничена следующими условиями:

■ лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;

■ Фонд предъявляет определенные требования, иногда жесткие, к стране заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.

Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад инфляция, банкротства, неплатежи, коррупция и т.д.)-

С 1992 года МВФ предоставил России кредиты на сумму 21,3 млрд дол. Достигнутые в 1998 и 1999 годах договоренности о предоставлении антикризисного кредитного пакета (11,2 млрд дол.) и резервного кредита (4,5 млрд дол.) были реализованы лишь частично, поскольку, по мнению Фонда, выдвигаемые им требования относительно реформирования российской экономики не были выполнены.

Выдвигаемые Фондом жесткие требования, официально призванные устранить разбалансированность экономики, денежного обращения, обеспечить погашение внешнего долга, не всегда достигают поставленной цели и усугубляют негативные процессы в стране-заемщице. Так, в соответствии с условиями первого кредита Фонда (1992 г.) в России была внезапно введена либерализация цен, что привело к их росту в 26 раз за год и усилению инфляции. Рекомендованные Фондом дефляционные меры усугубили экономический спад, свертывание инвестиций в стране. Ограничение денежной эмиссии вызвало денежный "голод" и неплатежи. Под давлением МВФ Россия в 1992 году ввела частичную конвертируемость рубля без создания необходимых условий, что повлекло за собой снижение его валютного курса и усугубило процесс "бегства" капитала. Постоянный надзор за макроэкономической и валютной политикой в России осуществлял представитель Фонда при Центральном банке Российской Федерации.

В условиях улучшения макроэкономических показателей Россия отказалась от заимствований в МВФ и с 2002 года погашает свою задолженность Фонду, сократив ее до 5 млрд дол. (июль 2003 г.).

Однако сотрудничество России с МВФ сохраняет определенное значение с учетом его роли в регулировании валютно-кредитных отношений.

Россия активно сотрудничает с группой Всемирного банка (ВБ), которая включает Международный банк реконструкции и развития и четыре его подразделения.

Число стран — членов МБРР составило 183 (на 1 июля 2002 г.). Уставный капитал — 190 млрд дол. Как и в МВФ, наибольшая подписка на капитал и число голосов принадлежат США (16,8 и 16,4% соответственно).

Страницы: 1 2 3

Актуальные статьи:

Страховые тарифы. Структура страхового тарифа
Страховая услуга, как и любой другой товар, имеет свою стоимость или цену. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе (взносе, премии). Страховой тариф представляет из себя совокупность тарифных ставок. В свою очередь тарифная с ...

Понятие и виды финансового риска
Риск - это вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли. Потери, имеющие место в предпринимательской деятельности, можно разделить на материальные, трудовые, финансовые. Финансовый риск возникае ...

История банковской системы Японии
В 1868 году (то есть в процессе реформ Мэйдзи, направленных на модернизацию страны) японское правительство, по примеру США, приступило к формированию системы государственных банков, обладавших правом денежной эмиссии. Первым кредитным инс ...