Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и функции клиентов), на практике встречается довольно редко.
В данной модели маркетинговая деятельность, ориентируемая на потребности рынка, сосредоточена на выполнении операций и на предоставлении сервиса. Операции, выполняемые функциональными отделами, содержат при этом маркетинговую нагрузку, а отделы продаж дифференцированы по рынкам сбыта. Сервис сочетает отраслевую деятельность с интересами групп клиентов. Такая структура позволяет банку находить новых клиентов (через отделы продаж, дифференцированных по регионам), укреплять сотрудничество с уже имеющимися клиентами (посредством учета их особых интересов). В таком случае банки настроены на предоставление широкого перечня операций и услуг одним и тем же клиентам и стремятся к выполнению функций "семейного банка", "банка фирмы (предприятия).
Рассматриваемая матричная модель позволяет дифференцировать услуги этим поставленных целей, гарантировать их качество, создавать отделы маркетинга, повышая тем самым заинтересованность клиентов в дальнейшем сотрудничестве с банком.
Командная организация работы. Эффективность многомерных моделей организационных структур банка повысится в еще большей степени, если в банке имеются так называемые команды. Командно-ориентированные структуры учения призваны улучшить качество и ускорить осуществление принимаемых решений. Суть командного (группового) подхода состоит в переносе права принятия решении от одного лица на группу сотрудников, общая система управления при этом не претерпевает существенных структурных изменений. Внутри группы (команды) сотрудников нет ранговых различий, нет начальников и подчиненных, функции каждого сотрудника устанавливаются в зависимости от поставленной задачи и с учетом их индивидуальных способностей.
Командная организация работы на базе общей групповой цели побуждает к разному поведению, вырабатывает общую ответственность за выполнение поставленной задачи; приводит к децентрализации процесса принятия решении, решения принимаются группой самостоятельно на базе коллективных действий.
Считается, что командно-ориентированная структура улучшает межличностные отношения, устраняет конфликты интересов (например, между интереса отраслевых подразделений и отделов, ориентированных на обслуживание индивидуальных потребностей групп клиентов).
При использовании данной структуры могут быть созданы группы консультирования мелких и средних предприятии и группы консультирования частных предпринимателей.
Команды могут быть образованы не только в головном офисе, но и в региональных филиалах, где осуществляется стандартное консультирование по организации расчетов, накоплению сбережений, организации кредитования с рассрочкой платежа.
Однако групповые организационные структуры нередко нарушают принципы отношений подчинения, приводят к угнетению индивидуализма, требуя чрезмерно единообразного поведения. Тем не менее, последние изменения в банковской практике свидетельствуют о том, что командно-ориентированной структуре управления придается все большее значение и в будущем она может сыграть большую роль.
В целом рассмотрение моделей организационных структур банка свидетельствует об их многообразии. Классические схемы часто замещаются многовариантными структурами, ориентированными не только на управление продуктом и отраслью банковской деятельности, но и на географию регионов и интересы отдельных групп клиентов. Наиболее аффективными при этом оказываются матричные модели, более приближенные к рынку.
Следует согласиться с тем, что "не тот банк оптимизирует свой маркетинг, который постоянно внедряет инновации в предоставлении услуг, сбыте и так далее, а тот, который ориентирован на приспособление своей внутренней организационной структуры к потребностям рынка и клиентов, т.е. располагает точной информацией о конъюнктуре рынка, имеет ясное представление о целях деятельности, разумно организует маркетинг, внедряет ориентированную на клиента систему обслуживания Другими словами, качество всей внешней маркетинговой деятельности зависит от ее внутренней эффективной организации".
Актуальные статьи:
Новое слово в валютной политике России
Продажа экспортёрами своих товаров за российские рубли, по мнению российских учёных, явилась бы наиболее целесообразной мерой по стимулированию инвестиций в страну, укреплению национальной валюты и увеличению золотовалютных резервов Центр ...
Региональные банки развития
Особое место в структуре международных финансовых организаций занимают международные региональные банки развития, созданные в 60-х годах XX века в Азии, Африке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничест ...
Норма процента и факторы его определяющие
При анализе процентной политики центрального банка мы обнаруживаем ряд специфических особенностей.
Первое. Открывая доступ к централизованным кредитам, ЦБ страны может предложить коммерческому банку ряд операций с ценными бумагами (вексе ...