Для Беларуси все это стало важным только сегодня, а не лет 10 назад. Теперь государство намерено осуществлять регулирующую функцию в целях упорядочения функционирования рынка ценных бумаг, соблюдения установленных правил его участниками, поддержания доверия к этому рынку и обеспечения его динамичного развития. Главным принципом при этом провозглашается реализация общенациональных экономических интересов и обеспечение гарантий безопасности инвестиционной деятельности в стране.
В Программе отмечается, что в стране есть предпосылки для развития рынка облигаций юридических лиц: нормативная правовая база, стабильная национальная валюта, рост доходов населения, эффективная система биржевых торгов и внебиржевого обращения ценных бумаг, информационная открытость предприятий [21, с.8].
Прекращено обращение векселей, ставших экономически непривлекательными после того, как с 01.01.2004г. суммы входного НДС стало возможным принимать к вычету только после поступления денежных средств или погашения полученных векселей.
В Беларуси на 01.01.2007г. было зарегистрировано 1790 открытых акционерных обществ и 2755 закрытых акционерных обществ. Объем эмиссии акций по номиналу составлял 13,8 трлн.рублей.
Однако, эти акции в основном не используются для привлечения капитала. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, существованием моратория на продажу акций, приобретенных за денежные средства и чеки «Имущество» физическими лицами в процессе льготной приватизации. Во-вторых, высоким налогообложением доходов, полученных от продажи акций. В-третьих, отсутствием желания у государства начать продажу находящихся в его собственности акций привлекательных предприятий. Государство на открытом рынке предлагает акции в основном проблемных открытых акционерных обществ, причем по завышенным ценам, и с дополнительными условиями. В-четвертых, можно назвать отсутствие заинтересованности менеджеров и собственников предприятий в том, чтобы цены на акции открытых акционерных обществ были высокими, а также страх управленцев перед поглощением.
В результате рынок акций недостаточно развит. Единственное достижение - это инфраструктура рынка - Белорусская валютно-фондовая биржа и депозитарная система.
Сделки с акциями в Беларуси можно совершать как на биржевых торгах, так и на внебиржевом рынке.
Биржевые торги - это и есть рынок акций в его традиционном понимании. Торговля здесь совершается по определенным правилам, причем постоянно должны быть как продавцы, так и покупатели акций, конкурирующие между собой.
В Беларуси биржевые торги практически отсутствуют. Продавцов, желающих реализовать акции на торгах, практически нет, покупателей мало.
На внебиржевом рынке активность намного выше. На нем биржа в течение месяца регистрирует до нескольких тысяч сделок. Однако, это не продажа акций с целью привлечения капитала, а скупка в целях устранения ненужных акционеров и концентрации акций, не попавших по каким-то причинам под действие моратория, в руках собственников или менеджеров предприятий.
И биржевой рынок, и внебиржевой имеют свои преимущества и недостатки. По сравнению с четким графиком торгов биржевого рынка внебиржевой рынок дает возможность участникам торговать практически в любое время суток.
В биржевых торгах реально участвует лишь очень небольшое количество компаний, которые, являются крупнейшими представителями в своих отраслях, хотя в развитых странах в последнее время наметилась некоторая тенденция, связанная с нежеланием крупных транснациональных компаний участвовать в биржевых торгах. Причиной этого является бурное развитие информационных компьютерных технологий, благодаря которым организованный внебиржевой рынок в состоянии предоставить компаниям весь необходимый спектр услуг за сумму, намного меньшую по сравнению с размерами биржевых взносов.
Актуальные статьи:
Оценка финансовой деятельности филиала "Ростовский" ОТП Банка за
2009–2010 годы
В условиях рыночной экономики остро стоит проблема объективной оценки финансового положения банка, его устойчивости к быстро меняющимся условиям функционирования, эффективности достижения результатов деятельности, их соответствия многопла ...
Медицинское страхование
в Голландии
Голландская система медицинского страхования состоит из трех уровней или компонентов.
Первое подразделение: закон об исключении медицинских расходов (AWBZ). По этому закону услуги здравоохранения предоставляются главным образом в сфере д ...
Экспресс-анализ кредитной истории предприятия
Решая вопрос о кредитоспособности предприятия, т.е. о целесообразности предоставления ему денежного кредита, кредитный инспектор банка прежде всего должен выяснить, какова кредитная история предполагаемого заемщика. Для этого необходимо в ...