Тенденции развития системы кредитования в России

Материалы » Процессы кредитования: тенденции и закономерности » Тенденции развития системы кредитования в России

Страница 16

Отмечается значительная концентрация кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков. Доля крупных кредитных рисков в активах банковского сектора составляет около 30%.

Риск ликвидности. Дефицит средне- и долгосрочных ресурсов является важным фактором, сдерживающим развитие операций банков. Долгосрочные обязательства (со сроком исполнения свыше 1 года) по состоянию на 1 июля 2007 г. составляли только около 7% совокупных обязательств банков.

На протяжении всего послекризисного периода сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств кредитных организаций по срокам, что непосредственно влияет на уровень ликвидности банковского сектора.

В целях снижения данного риска необходимо повышение качества управления ликвидностью, включая развитие новых финансовых инструментов.

В связи с высоким уровнем рисков банковской деятельности Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по капитализации банковского сектора, и прежде всего по улучшению качества и достаточности капитала.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора и внешнего аудита является внедрение в полном объеме международно признанных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения.

Задачи укрепления правопорядка в банковском деле наряду с вопросами банковского надзора связаны с такими проблемами, как контроль за валютными операциями, соблюдение налогового и антимонопольного законодательства в банковской сфере, борьба с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Совершенствование законодательной и правоприменительной практики по данным направлениям также должно проводиться с использованием международного опыта.

Основными недостатками деятельности российской банковской системы как самостоятельного образования, являются:

- нечеткое законодательное установление границ деятельности Центрального Банка, в значительной степени декларативный характер независимого статуса ЦБ от органов исполнительной власти РФ;

- несогласованность и автономное функционирование двух уровней банковской системы - верхнего (Центральный банк) и нижнего (сеть коммерческих банков);

- низкий уровень активности ЦБ в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата;

- низкий уровень стабильности и надежности работы банковской системы;

- разрыв связи с реальным сектором экономики.

Основными проблемами использования инструментов денежно-кредитного регулирования в решении задач, стоящих в этой связи перед Центральным Банком России, являются:

- отсутствует развитая система приема к учету и переучету ЦБ РФ векселей предприятий и организаций с точки зрения народнохозяйственных интересов развития приоритетных отраслей экономики;

- не ясен порядок принятия и пересмотра ЦБ устанавливаемых им экономических нормативов;

- не известна процедура принятия им решений по регулированию курса рубля по отношению к иностранным валютам;

- не понятен механизм рефинансирования, в частности, определение ставки рефинансирования.

Важным недостатком ныне действующей банковской системы является неуправляемость рынка капиталов коммерческих банков и в этой связи слабая прогнозируемость движения банковского капитала. Функционирование коммерческих банков в условиях нестабильной экономики связано с рядом особенностей.

Во-первых, в процессе оказания банковских услуг и получения прибыли доминирует движение финансового капитала в форме привлеченных клиентских средств. Поэтому, особое внимание должно быть уделено уровню ликвидности, скорости оборачиваемости привлеченных ресурсов и т. д.

Во-вторых, банк является расчетным центром, оператором и посредником в финансовых операциях остальных экономических агентов. Это приводит к высокой степени вовлеченности и активному участию банка в работе множества других предприятий различных отраслей и форм собственности. Все эти факторы не могут не сказаться на зависимости банка от клиентской базы и ее состояния.

Страницы: 11 12 13 14 15 16 17 18

Актуальные статьи:

Системы банк-клиент .Банковские услуги на дому
Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить расходы на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года наза ...

Особенности автоматизации банковской деятельности
В последние годы банковская система нашей страны переживает бурное развитие. Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, регулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему. Прошли времена, когда ...

Медицинское страховани
В июне 1991 г. был принят закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.91 №1499-1, который изменил действовавший порядок организации финансирования здравоохранения. С момента введения в действие данного закона в РФ стала фор ...