Закон как основа функционирования страховых организаций

Материалы » Государственное регулирование страховой деятельности » Закон как основа функционирования страховых организаций

Страница 1

В Российской Федерации сложилась трехступенчатая система регулирования страхового рынка.

- Первая ступень. Гражданский кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.

- Вторая ступень. Специальные законы по страховому делу.

- Третья ступень. Нормативные акты министерств и ведомств по страховому делу.

Гражданско-правовые основы регулирования играют значительно более важную роль в страховании, нежели в любой иной сфере бизнеса. На страховом рынке наиболее защищенными являются страховщики, а наименее защищенными – страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая безопасность страховых фирм может быть обеспечена только хорошими законами, не противоречащими актам всех ступеней регулирования страховых отношений.

Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.

Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ содержит также положения, относящиеся к отраслевой специфике страхового дела, т.е. ко второй ступени правового регулирования страхового рынка.

До недавнего времени в нашей стране не было закона, обобщающего все направления страхового дела, принимались лишь законы и другие акты, посвященные его отдельным сторонам. В настоящее время основой второй ступени регулирования страхования стал Закон РФ «О страховании», приняты 27 ноября 1992 года и вступивший в силу с 12 января 1993 года (с изменениями и дополнениями).

Важнейшим в группе специальных (отраслевых) законодательных актов является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Закон «О страховании» стал первым юридическим актом, определяющим правовые границы (рамки) и основы страхового дела в России. Этот закон стал базой для разработки других специальных законов, указов, постановлений, подзаконных и нормативных документов, документов страховых фирм, охватывающих все направления развития страхового рынка и соответствующих ему экономических отношений. Закон дал трактовку содержания многих основных понятий страхового дела; он формулирует содержание и специфику договора страхования, страхового свидетельства (полиса, сертификата), заявления на страхование; определяет компетенцию и функции госстрахнадзора.

В Законе РФ «О страховании» была особо продекларирована роль государства в страховом деле. В соответствии с Законом государство может быть участником страхового хозяйства в различных аспектах:

- страхователем;

- учредителем или соучредителем страховых фирм (например, «Росгосстрах», «Ингосстрах»);

- гарантом в тех сферах, где требуется государственная поддержка (например, страхование иностранных инвестиций);

- регулятором страхового хозяйства страны.

Государственное регулирование рыночного хозяйства, в том числе страхового, является общемировой практикой. В Российской Федерации регулирующие функции возложены на государственный страховой надзор.

Страницы: 1 2 3

Актуальные статьи:

Учет ценных бумаг в национальной депозитарной системе
В соответствии со ст. 16 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе» учет ценных бумаг в Национальной депозитарной системе осуществляется в соответствии с нормами и правилами учета ценных бумаг, утвержденных ГКЦБФР по согласовани ...

Анализ депозитных и сберегательных сертификатов банка
Сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада (депозита), внесенного в банк, и права вкладчика на получение по наступлению установленного срока суммы вклада (депозита) и процентов по нему в любом филиале банка. Сертификат являе ...

Аудит учредительных документов
Проверка учредительных документов, предшествующая аудиту активов и обязательств организации, позволяет определить дальнейший объем аудиторских работ, которые связаны с особенностями деятельности организации: - виды деятельности, которые ...