- выполнением банками не свойственных им функций (процессинг), что влечет за собой существенное увеличение штата сотрудников, работающих с пластиковыми карточками;
- дублированием затрат на развитие параллельных сетей банкоматов (сети банкоматов для проведения операций с карточками международных систем и системы «БелКарт»).
Решение банками данных проблем самостоятельно и обособленно приводит к дополнительным затратам каждого банка в отдельности на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры. В связи с этим, со стороны Национального банка РБ и коммерческих банков было высказано мнение о целесообразности и необходимости создания в республике отдельного предприятия. Таким образом, 14 июня 2004 г. был создан Банковский процессинговый центр, основная цель которого - координация усилий банков для развития инфраструктуры безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек.
Но, несмотря на все вышеперечисленные проблемы в формировании технической инфраструктуры, в ближайшее время следует ожидать активного развития банкоматно-терминальной сети. Данное развитие обусловлено как «давлением» со стороны держателей карточек, так и конкурентной борьбой между банками за рынок банковских карточек. Активное наращивание банками банкоматно-терминальной сети различных систем и технологий расчетов с использованием карточек является дополнительным стимулом для внедрения терминального оборудования, способного обслуживать карточки различных систем расчетов.
Немаловажным фактом является то, что почти все внедряемые в республике системы национального и локального масштаба – отечественные разработки. Помимо разработки информационных технологий и программного обеспечения в республике организовано производство технических средств для данной отрасли – некоторые виды платежных терминалов. Соответственно, это позволило создать дополнительные рабочие места, сократить отток квалифицированных кадров в другие отрасли и за рубеж, снизило потребность в импортном оборудовании.
В становлении и развитии рынка платежных карточек в Республике Беларусь можно выделить следующие этапы:
1-й этап. В создании рынка услуг с помощью карточек были заинтересованы Национальный банк РБ и крупные банки. Для этого периода характерно отсутствие правовой базы общегосударственного уровня, потребности в услугах, предоставляемых по карточкам, низкий уровень развития инфраструктуры и платежной культуры у населения.
2-й этап. Карточки становятся обязательной услугой для банков, которую клиенты уже требуют. Банки начинают более тесно работать с населением, развивают клиентские отношения и стремятся уменьшить издержки. Сотрудничество банков развивает крупные проекты, ориентированные на интеграцию систем, в части технологии, процессинга, телекоммуникаций. Развивается инфраструктура обслуживания по карточкам, действует нормативная база, создается сеть операторов, провайдеров услуг, обслуживающих и развивающих инфраструктуру платежных систем, осуществляется сбалансированная маркетинговая и тарифная политика.
3-й этап (перспективный). В будущем стоит ожидать, что развитие расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь приведет к рыночной консолидации. Банки, операторы, провайдеры повысят активность, станут более профессиональными в области маркетинговой политики, безопасности и эффективности, будут внедряться новые технологии, приводящие к сокращению издержек и увеличению прибыли. Активная конкуренция за клиентов сделает все процессы более динамичными.
Актуальные статьи:
Банковская система в России
Банковская система России, представленная Центральным банком, коммерческими банками и незначительным числом парабанковских институтов вплоть до кризиса 2008 года имела успешное динамическое развитие.
В апреле 2005 г. Правительством Росси ...
Учет бланков строгой ответственности
Бланки строгой ответственности – это полисы, квитанции, т.е. те документы, которые выдаются на руки только под строгой учетностью, и только под роспись.
Выдаются такие бланки под строгим учетом. Перед выдачей количество бланков строго по ...
Нарушение банковской тайны и ответственность
За вред, причиненный клиенту разглашением тайны, банк несет договорную ответственность в соответствии со ст.222 ГК: лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет имущественную ответственность лишь при ...