Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе

Страховой рынок » Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе

Страница 2

- производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;

- при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решение об отзыве лицензий;

- обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законов РФ, а также ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;

- принимать участие в экспертизе учебных программ по страхованию в высших учебных и средних специальных заведениях, программ специализированных организаций по подготовке и повышению квалификации кадров для страховых организаций;

- взимать за выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности и регистрацию объединений страховщиков плату в размере, установленном законодательством РФ;

- устанавливать требования по платежеспособности с учетом особенностей осуществляемых страховщиком операций;

- устанавливать по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике план счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков, публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков.

При осуществлении своей деятельности Федеральная служба страхового надзора может создавать временные советы, комиссии, привлекать экспертов, назначать уполномоченных для проведения проверок страховых организаций.

Лицензирование страховой деятельности — контроль со стороны государства за деятельностью страховых организаций посредством выдачи им лицензий на проведение страховых операций по определенным видам страхования и в определенные сроки.

Лицензия — официальный документ специального государственного органа, разрешающий осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока и на определенных условиях. В лицензии, выдаваемой российскому страховщику, указываются предусмотренные классификацией.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с действующим Федеральным законом.

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Страховщик обязан иметь лицензию на каждый вид страхования, которым он занимается. Механизм лицензирования предусматривает выдачу лицензий страховщикам, предварительно зарегистрированным территориальными органами власти как юридические лица. Данные о страховщиках, которым выданы лицензии, ежемесячно публикуются.

В результате совершенствования страхового законодательства уточнены понятия «страхование» и «страховая деятельность (страховое дело)», установлены формы страхования, определены положения, которые должны содержаться в федеральных законах о конкретных видах обязательного страхования, а также дано развернутое определение и классификация объектов страхования, в зависимости от которых определяются основные виды страхования (личное и имущественное), указываются субъекты страхового дела.

Важное значение имеют поправки в Федеральном законе, касающиеся допуска на российский рынок иностранных страховщиков. Так, до принятия Федерального закона страховые компании, в уставном капитале которых доля иностранного капитала превышала 49%, не имели права осуществлять страхование жизни, обязательное государственное страхование, а также страхование имущества. Кроме этого, квота на участие иностранных компаний в совокупном капитале отечественных компаний составляла 15%. Федеральным законом предусматривается увеличение этой квоты до 25%.

В отношении страховых организаций — членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения, в настоящее время полностью снимаются ограничения по осуществлению страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций, т. е. иностранным страховщикам разрешается заниматься всеми без исключения видами страхования. При этом исключаются нормы, в соответствии с которыми предусматривалась обязательная оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей) в уставных капиталах страховых организаций исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации. Тем самым, европейский инвестор может производить оплату долей в уставном капитале в неденежной форме и в любой валюте, что категорически запрещено российским страховщикам.

Таким образом, широкие формы либерализации российского страхового рынка в современных условиях позволят обеспечить выполнение международных обязательств России и предоставление более качественных страховых услуг экономическим субъектам и населению страны.

Страницы: 1 2 

Актуальные статьи: