Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе

Страховой рынок » Особенности государственного регулирования страховой деятельности на современном этапе

Страница 1

Страховой рынок России функционирует в рамках государственного законодательства и международных правовых актов. Специальное страховое законодательство регулирует специфические страховые отношения и включает в себя законы, указы Президента, постановления Правительства РФ по вопросам страхования. Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г. явился основой для формирования правовой базы страхования и развития рыночных структур в страховой сфере, установил механизм государственного регулирования страховой деятельности, определил права и обязанности и функции страхового надзора в стране.

После вступления в силу нового ГК РФ (части 1 и 2 — с 01.01.95 и с 01.03.96), в Закон РФ «О страховании» были внесены изменения в части, не противоречащей ему. С 1998 по 2003 г. закон действовал в своей новой редакции.

В настоящее время в стране действует Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» №4015-1 от 27 ноября 1992 г., в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ, от 20.07.2004 N 67-ФЗ, от 07.03.2005 N 12-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.07.2005 N 104-ФЗ, от 17.05.2007 N 83-ФЗ, от 08.11.2007 N 256-ФЗ, от 29.11.2007 N 287-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.06.2004 N 57-ФЗ (далее — Федеральный закон).

Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования отношений, связанных с организацией страхового дела в Российской Федерации. Необходимость его принятия вызвана тем, что Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», принятый в 1992 г., а также страховое законодательство Российской Федерации в целом, не соответствовали изменившимся экономическим условиям в стране и на страховом рынке (формирование новой инфраструктуры, появление новых субъектов этого рынка), а также не учитывали изменений законодательства в смежных отраслях. Кроме того, одной из целей этих изменений и дополнений явилось исполнение международных обязательств Российской Федерации, установленных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., учреждающим партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны. При этом возникла необходимость приведения внутренней национальной системы страхования в соответствие с требованиями общеевропейского страхового права.

Цели государственного регулирования страховой деятельности заключаются в обеспечении:

- соблюдения требований законодательства РФ о страховании;

- защиты прав и интересов страхователей;

- эффективного развития страхового рынка;

- защиты прав и интересов страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Для обеспечения этих целей государственное регулирование страховой деятельности осуществляется на основе принципов публичной отчетности, лицензирования, стабильности развития, соответствия стандартам и нормативам.

С действующим Федеральным законом этот орган в 2004 г. переименован в Федеральную службу страхового надзора (ФССН).

К основным функциям ФССН при Министерстве финансов РФ относятся:

- выдача лицензий страховщикам на осуществление страховой деятельности;

- ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и реестра страховых брокеров;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов;

- контроль платежеспособности страховщиков;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов;

- установление показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

- разработка нормативных и методических документов по страхованию.

Для того чтобы выполнять эти функции, надзорные органы наделены соответствующими правами. Страховщики обязаны представлять им установленную отчетность о страховой деятельности и информацию о своем финансовом положении.

Необходимая информация может быть затребована от предприятий организаций, в том числе и от банков, а также получена и от граждан. Органы надзора могут проводить проверки страховщиков на предмет соблюдения ими законодательства о страховании и достоверности представляемой отчетности. При выявлении нарушений органы надзора могут давать страховщикам предписания по их устранению, а в случае их невыполнения приостанавливать или ограничивать действие лицензий вплоть до принятия решений об отзыве лицензии. При неоднократных нарушениях страховщиком страхового законодательства, а так же при выявлении организаций, занимающихся страхованием без лицензии, надзорные органы могут обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации такого страховщика.

Права надзорных органов:

- устанавливать условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ в соответствии со страховым законодательством;

- запрашивать и получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

Страницы: 1 2

Актуальные статьи: