Данная модель принадлежит перу многих аналитиков и банкиров. Она была удостоена Нобелевской премии, так как это была первая модель рейтинговой оценки деятельности КБ.
"С" — capital adequacy, это показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.
"А" — asset quality, показатель качества активов, определяющий степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.
"М" — management, показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и инструкций.
"Е" — earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее достаточности для будущего роста банка.
"L" — liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные обязательства.
Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом, хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.
Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник защиты вкладчиков. Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные убытки, не допустив, чтобы вкладчики потеряли свои деньги.
Важный компонент рейтинговой системы CAMEL — это менеджмент. Однако его оценивают в последнюю очередь, по итогам всего остального.
Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому относительные показатели не могут быть использованы, как это делается с другими компонентами системы CAMEL. Оценка менеджмента начинается с оценки и "совершенства" банка. Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность. Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.
Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе. Стратегия создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской деятельности, таких как предоставление займов, инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров. Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии.
Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ.
В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть системы CAMEL — это оценка доходности. Последний показатель системы CAMEL — это оценка ликвидности. Важно запомнить, что банк, хорошо следящий за своей ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь. После оценки всех компонентов, возможно оценить общий рейтинг банка, называемый сводным рейтингом (COMPOSITE RATING)
Актуальные статьи:
Ценообразование при выпуске Собственных векселей
Цена приобретенных Собственных векселей рассчитывается Сотрудником Отдела на базе действующих на дату совершения Сделки ставок привлечения денежных ресурсов в зависимости от срока и суммы Собственных векселей.
Расчет дисконта (разницы ме ...
Эмиссия денег и ее формы. Механизм банковского мультипликатора
Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны.
Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в обо ...
Сотрудничество с аудиторскими фирмами
Своевременное выявление проблем банка может быть достигнуто путем постоянного сотрудничества ЦБ с аудиторскими фирмами и последних с банками, что должно дополнить ежегодные разовые проверки. Подобное взаимодействие может носить формы встр ...