Денежно-кредитная политика Центрального банка

Страница 1

Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Цели данной политики, как следует, определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что Центральный банк России не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно.

Обычно при проведении денежно-кредитной политики Центральный банк России придерживается соблюдения целевого ориентира прироста денежной массы, которое носит название "таргетирование" (от англ. target – цель). Целевой ориентир прироста денежной массы определяется на конкретный срок, например на год вперед, но может корректироваться в течении данного периода. Размеры денежной массы находятся в прямой зависимости от проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики и в то же время тесно связаны с общими изменениями экономической конъюнктуры страны.

Инструментами и методами денежно-кредитной политики в соответствии с Федеральным Законом о Банке России являются следующие:

1. процентные ставки по операциям Центрального банка России;

2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3. операции на открытом рынке;

4. рефинансирование банков;

5. валютное регулирование;

6. установление ориентиров роста денежной массы;

7. прямые количественные ограничения;

8. выпуск от своего имени облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Следует отметить, что самыми главными инструментами из всех являются установление минимальных резервных требований, регулирование официальной учётной ставки и операции на открытом рынке. Долгое время основную роль играли первые два инструмента, процентной ставке же отводилась своего рода вспомогательная (декоративная) роль. Рассмотрим их подробнее:

• Резервные требования Центрального банка служат инструментом проведения монетарной политики государства. Это метод косвенного регулирования, который применяется для регулирования ликвидности банков и кредитной эмиссии.

Минимальные резервы – законодательно обязательная норма депонирования ресурсов в Центральном банке, определяемая по нормативному проценту от общей суммы привлечённых коммерческим банком средств. Обязательные резервы размещаются на счетах Центрального банка России и других кредитно-банковских учреждениях. При повышении норм обязательных резервных требований Центральный банк России сокращает суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и использующихся для расширения активных операций; снижение нормы резервов, наоборот, увеличивает возможности кредитования.

Страницы: 1 2 3

Актуальные статьи:

Основные направления совершенствования нормативной базы банковского надзора
Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности. Прежде всего необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, предоставляемой ...

Основные методы минимизации банковских рисков
Система минимизации риска реализуется через конкретные мероприятия, осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне организационных подразделений или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля риска при той или ин ...

Многомерные матричные модели
Четырехмерная модель, основанная на комбинации четырех принципов (ориентация на продукт, отрасль деятельности, география и функции клиентов), на практике встречается довольно редко. В данной модели маркетинговая деятельность, ориентируем ...