Перспективы развития операций банка с ценными бумагами Республике Беларусь

Страница 1

Для достижения целевых ориентиров участия банков в кредитовании экономики и формировании ресурсной базы, предусмотренных Концепцией развития банковской системы Республики Беларусь на 2001- 2010 годы, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 15.01.2007 г. № 27, ресурсная база банков за счет внутренних источников за 2006-2010 годы должна увеличиться в 2,7 раза.

Все это в полной мере относится к развитию рынка депозитных и сберегательных сертификатов, которые, с одной стороны, являются ценными бумагами банков, а с другой - документальным оформлением договора банковского вклада (депозита).

Объемы выпуска сберегательных сертификатов в Республике Беларусь значительно увеличились. Четко отслеживается прямая зависимость резких колебаний объемов выпуска сберегательных сертификатов с соотношением процентных ставок по сертификатам и срочным вкладам (депозитам) физических лиц в банках. Это легко объясняется, так как сберегательные сертификаты с точки зрения населения имеют, лишь одно существенное отличие от срочных вкладов (депозитов) — процентная ставка по сертификату не может быть изменена до срока возврата вклада (депозита). В условиях постоянного снижения ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и, соответственно, ставок по срочным вкладам (депозитам) такая особенность становится ощутимым преимуществом перед обычными депозитами. Однако более низкие процентные ставки по сертификатам делают их как инструмент вложения денежных средств населения менее выгодным по сравнению с депозитами.

Привлекая денежные средства юридических и физических лиц в виде продажи депозитных и сберегательных сертификатов позволяет оптимизировать структуры активов и пассивов банка и обеспечения положительной реальной доходности процентных ставок по срочным депозитам.

Мы предполагаем, что для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям:

- оптимизация доля государства в акционерном капитале. Особое внимание предлагается уделить не проведению разовых сделок по продаже государственных пакетов акций, а разработке новой концепции управления государственным имуществом, эффективного управления акциями, находящимися в государственной собственности. Такая концепция должна предусматривать мероприятия по преобразованию республиканских и коммунальных унитарных предприятий в ОАО, а также принятие мер по продаже части пакетов акций, принадлежащих государству, частным инвесторам (для организаций, не имеющих стратегического значения). Кроме того, необходимо определить перечень организаций к приобретению акций которых могут быть допущены частные инвесторы, включая нерезидентов, выставить на открытые биржевые торги крупные пакеты акций, создать условия для продажи таких акций физическим лицам (прежде всего резидентам);

- отмена преимущественного право государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами государственной поддержки;

- отмена необходимости согласования дополнительных эмиссий с Госкомимуществом либо соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами;

- освобождение доходов акционерного общества полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов и сборов;

- поэтапное совершенствование системы налогообложения доходов от операций с акциями и облигациями[3, с.29].

Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:

- определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

- активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении инвестиций, а также повышение информационной открытости эмитентов и информационной прозрачности фондового рыка в целом.

Должно быть уделено достаточное внимание созданию рынков производных ценных бумаг, инструментов секъюритизации финансовых активов и ипотечных ценных бумаг, биржевых облигаций, а также иных инструментов. Это позволит обеспечить доступ на национальный рынок ценных бумаг новых участников и будет способствовать его развитию.

Как показывает мировая практика, развитие кредитования, в том числе и ипотечного, невозможно без создания вторичного рынка выданных кредитов. Нормативы достаточности капитала, поддержание ликвидности и диверсификация активов на определенном этапе вынудят любой банк искать путь реформирования. Последнее десятилетия стало периодам внедрения в банковскую практику различных финансовых инноваций и инструментов. К числу наиболее востребованных из них в последние годы относится секъюритизация банковских активов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Актуальные статьи:

Методы регулирования денежно-кредитной политики Республики Беларусь
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора методов (инструментов) денежно-кредитного регулирования. Методы регулирования денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков: - в зависимости от объе ...

Законодательно-правовая база кредитных отношений в период рыночного реформирования экономики
Кредитные отношения в современных условиях регулируются прежде всего Гражданским кодексом РФ /1/, а также рядом законов, принятых российским парламентом в целях развития и конкретизации его положений. Далее идут правовые акты, принятые Це ...

Особенности современного рынка ценных бумаг Украины
Для написания данной курсовой работы были использованы нормативные, периодические и литературные источники. Среди нормативно-правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг в целом, ведущее место занимает Закон Украины «О ценных бумагах ...