Построение системы риск-менеджмента в коммерческом банке

Материалы » Совершенствование технологии управления финансовыми рисками » Построение системы риск-менеджмента в коммерческом банке

Страница 3

-контроль процесса обработки информации и операционного центра — обеспечение конфиденциальности, быстроты и безошибочности работы;

-предупреждение и обнаружение потенциальных потерь от внутренних и внешних преступлений;

-контроль обязательств по контрактам и соглашениям — юридические консультации по условиям контракта (с учетом изменяющихся условий), систематический мониторинг контрактов;

-контроль финансовых рисков;

-планирование бедствий и вероятных событий, наступление которых невозможно предсказать — разработка процедур выхода из всевозможных кризисных ситуаций, включая сферу обработки информации.

Интересно, что в условиях действия противоречивой нормативно-правовой базы и неадекватного налогообложения, многие финансовые посредники разрабатывают правила поведения собственного персонала в момент проведения проверок деятельности кредитной организации органами банковского надзора — центральным банком и налоговой инспекцией, считая эту область одним из важнейших направлений контроля риска.

Управление риском предусматривает создание стимулов для сокращения риска и издержек, основанных на сборе информации о всех потенциальных и реальных издержках на покрытие потерь и формировании системы штрафов и вознаграждений. Реализация систематического мониторинга эффективности различных программ контроля за рисками, помимо разработки стандартов для данных программ, должна включать также сбор и анализ информации о случаях неудовлетворительной их эффективности. Для координации целей финансового посредника и контроля уровня риска целесообразно подготовить письменный меморандум о политике контроля рисков и создать комитет, состоящий из руководителей высшего звена и руководящих работников заинтересованных отделов.

Как правило, банк уже располагает внутренними подразделениями, в той или иной степени контролирующими и регулирующими банковские риски, — службами безопасности, внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако, после сравнительного анализа роли и места этих подразделений в обеспечении жизнедеятельности финансового посредника становится ясной необходимость создания принципиально иной службы «быстрого реагирования», которая обеспечит банку большую устойчивость и существенные конкурентные преимущества.

Новой структурной единицей, призванной заниматься вопросами оценки банковских рисков и выработкой стратегии и тактики управления рисками, может стать Комитет контроля рисков, на который возлагаются следующие задачи:

-разработка письменного меморандума о политике контроля рисков;

-осуществление контроля уровня принимаемого риска, установление компромисса «рискованность — доходность»;

-определение «порога боли»;

-установление способов финансирования риска и постоянный мониторинг соответствующих издержек;

-разработка вариантов и принятие решений по выходу из кризисных ситуаций;

-анализ ситуаций и определение санкций против «провинившихся» сотрудников.

Комитет может быть организован по принципу «круглого стола» из руководителей банковских подразделений, при этом сам Комитет подотчетен и напрямую подчиняется Председателю Правления банка. Некоторые контрольные и управленческие функции Комитет может делегировать заинтересованным управлениям, например:

-информационно-аналитический отдел: контроль достаточности финансовой защиты, расчеты, связанные с проведением качественного (показатели MFL, MPL) и количественного анализа потенциальных потерь;

-служба внутреннего контроля: поиск информации о новых видах риска и новых инструментах минимизации; анализ внешних источников финансирования риска; получение информации в органах банковского надзора об уровне индивидуальных рисков, принимаемых сопоставимыми банками, и ее анализ;

-отдел внутреннего аудита: организация мониторинга эффективности программ контроля за рисками (разработка стандартов, сбор и анализ информации о случаях неудовлетворительной эффективности).

Текущие совещания Комитета целесообразно проводить один раз в неделю (или по необходимости, исходя из сложившейся банковской практики), в ходе которых обсуждать итоги рабочей недели и экономические прогнозы и тенденции на будущую неделю. Экстренные совещания имеют целью разработку и координацию мер по выходу из кризисной ситуации и предполагают участие экспертов, узких специалистов, непосредственных исполнителей. Обмен информацией на всех уровнях (совет директоров — комитет контроля рисков — персонал) может осуществляться в форме ежегодных отчетов, совместных совещаний, семинаров, конференций, интервью, бюллетеней и так далее и служит целям проверки эффективности и совершенствования системы управления банковскими рисками.

Страницы: 1 2 3 4

Актуальные статьи: