Проверка отчетности, предоставляемой банками

Банковский надзор » Проверка отчетности, предоставляемой банками

Страница 1

Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

· достаточность капитала(отношение собственных средств к ликвидным активам);

· качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

· доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

· ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

В 1974 г.в связи с растущей интернационализацией деятельности кредитно-финансовых учреждений, необходимости обеспечения стабильности всей мировой банковской системы, требующими координации действий национальных надзорных органов, был создан Международный комитет по банковскому надзору, часто именуемый Базельски по месту его базирования в Банке международных расчетов. В Комитет входят 9 европейских стран, а также США, Канада и Япония, представленные центральными банками и другими надзорными органами. Целью Комитета являются создание международной системы всеобъемлющего банковского надзора, а непосредственной задачей - развитие сотрудничества в разработке банковских нормативов и создание единых норм.

В 1988г. Комитет разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами.

Например - при определении достаточности капитала в его составе стали выделять капитал первого уровня, или основной, и капитал второго уровня, или дополнительный. Основной капитал включает полностью оплаченный акционерный капитал (обыкновенные акции) и публикуемые резервы - учредительскую прибыль от продажи акций по цене выше номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).

В состав дополнительного капитала входят:

а) отраженные в отчете о прибылях и убытках, но неопубликуемые резервы, размер которых утвержден органами банковского надзора;

б) общие резервные отчисления на покрытие убытков будущих периодов;

в) резервы на переоценку активов;

г) долгосрочные (не менее чем на 5 лет) субординационные долговые обязательства банка. Субординационные долговые обязательства - эмитируемые банком субординационные ценные бумаги, являющиеся бессрочным долговым обязательством и одновременно свидетельством участия в капитале, обращаются на рынка ценных бумаг, котируются на бирже в разряде обычных облигаций.

Страницы: 1 2 3

Актуальные статьи:

Сущность, понятие, краткосрочного кредита
Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где ...

Методы управления активными операциями коммерческого банка
Управление банковскими операциями - это меры по достижению необходимого внутреннего состояния системы - Банк, которое обеспечивает лучшие при выбранных критериях итоговые показатели. Суть управления активами заключается в формировании ст ...

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов
Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) клиентов, включающее в себя открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, является для банков очень важным и выгодным видом деятельности. Привлечение клиентов на РКО позволяет банк ...