Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. Прибыль как экономическая категория выполняет определенные функции. Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Ежегодно (ежеквартально) каждый ХС для нормального функционирования в рыночных условиях должно проводить финансовый анализ своей деятельности. Он позволяет выявить финансовые возможности ХС, своевременно обнаружить негативные тенденции развития (в т.ч. угрозу банкротства), выработать меры по улучшению финансового состояния и выбрать надежного с финансовой точки зрения партнера. Предметом изучения финансового анализа являются финансовые ресурсы и их потоки. Основной целью – оценка финансового состояния ХС и выявление возможностей оптимально эффективного его функционирования. Главной задачей – оптимальное управление финансовыми ресурсами ХС. Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовой отчетности. Среди них можно выявить: 1. горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим отчетным периодом; 2. вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением позиции каждой статьи отчетности на результат в целом; 3. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда – основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайного влияния и индивидуальных особенностей отчетных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем и ведется перспективный, прогнозный анализ; 4. анализ относительных показателей и коэффициентов – расчет коэффициентов по данным отчетности, определение взаимосвязей показателей; 5. сравнительный (пространственный) анализ – внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, цехов, подразделений, либо межхозяйственное сравнение с конкурентами, среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными; 6. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результирующий показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследований. Факторный анализ может быть как прямым (раздробление результирующего показателя на составляющие), так и обратным (отдельные элементы соединяют в результирующий показатель).
Актуальные статьи:
Медицинское страхование
в Болгарии
Во времена Османской империи Болгария была далеко не лидером в Европе. В решении проблем здоровья население было предоставлено само себе. После русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в освобожденных районах страны создавались организации по ...
Совершенствование потребительского кредитования в ЗАО «Банк Русский
Стандарт» в условиях мирового финансового кризиса
Состояние розничного кредитования на сегодняшний момент полностью определяется экономической ситуацией в стране. С начала кризиса банки свернули значительное количество кредитных программ. Не обошло это стороной и потребительское кредитов ...
Первые банки России
Первая попытка создания в России учреждения подобного банку была предпринята в 1665 г. в Пскове еще до формирования банковской системы в Англии. Это было обусловлено острой потребностью русских купцов в дешевом кредите в связи с ростом об ...