Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России

Материалы » Государственное регулирование страховой деятельности » Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России

Страница 2

Специального анализа заслуживает вопрос о прямом участии государства в страховании в качестве продавца страховых услуг, т.е. о целесообразности существования государственной страховой организации, принципах организации и сферах ее деятельности и т.д. Доля государства на российском страховом рынке в последние годы существенно снизилась, что вполне естественно в условиях рыночных преобразований. Перспективы практически единственной государственной страховой компании – «Россгосстрах» - недостаточно определены.

В то же время в современных условиях все более важное значение приобретают косвенные методы стимулирования государством развития страхования. Суть этих методов при всем их многообразии состоит в том, что государство различными способами регулирует страховую деятельность. К этим методам, в частности, относятся:

- создание стабильного законодательства, определяющего единые «правила игры на страховом рынке для всех его субъектов;

- формирование страхового интереса потенциальных потребителей страховых услуг;

- создание эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховых организаций;

- организация системы гарантий выполнения страховыми организациями своих обязательств перед потребителями страховых услуг;

- организация и защита добросовестной конкуренции на страховом рынке;

- создание инфраструктуры страхового рынка и системы подготовки кадров в области страхования;

- регулирование деятельности зарубежных страховщиков и страховщиков с преобладающей долей иностранного капитала на отечественном страховом рынке;

- проведение налоговой политики, способствующей формированию цивилизованного рынка страховых услуг;

- создание благоприятных условий для инвестирования страховщиками своих резервов и других средств.

Страховое законодательство является фундаментом для строительства страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования в страховании и т.п. В нашей стране в настоящее время создана довольно солидная правовая база, включающая в себя законы и подзаконные акты и позволяющая функционировать страховому рынку. В то же время данную работу нельзя считать завершенной. Наиболее актуальными являются следующие направления деятельности:

- принятие изменений и дополнений в главу 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ;

- принятия закона о договоре страхования, конкретизирующего общие принципы проведения страховых операций, установленные Гражданским кодексом;

- принятие закона о государственном регулировании страховой деятельности;

- принятие закона, регулирующего создание и деятельность обществ взаимного страхования;

- принятие актов, связанных с проведением обязательных видов страхования.

Одной из важнейших задач, направленных на развитие страхования в стране, является создание платежеспособного спроса населения на страховые услуги. Данная задача должна решаться, с одной стороны, путем формирования потребности у населения в организации своей страховой защиты с помощью страхования, а с другой – повышением уровня жизни, что будет способствовать созданию условий для удовлетворения данной потребности.

Проведенный в середине 1998 г. опрос ВЦИОМ показал, что более половины респондентов причиной низкой популярности страхования в стране считают недоверие к страховым организациям. Это свидетельствует о важности создания эффективной системы государственного надзора за деятельностью страховщиков, а также предоставления гарантии выполнения ими страховых обязательств по договорам страхования. Эффективность же системы страхнадзора во многом определяется тем, насколько своевременно контролирующие органы предупреждают случаи неплатежеспособности страховщиков и невыполнения ими страховых обязательств.

Если на первом этапе формирования в нашей стране страхового рынка основное внимание надзора сосредоточено было на организации системы допуска к этому виду деятельности, то в настоящее время все большее внимание следует уделять анализу финансового состояния уже функционирующих страховщиков, соблюдению ими законодательства и других правовых норм с тем, чтобы своевременно реагировать на возможные сбои в их работе. Это будет способствовать повышению устойчивости отечественной страховой системы и росту авторитета страховщиков в глазах потенциальных потребителей страховых услуг.

Страницы: 1 2 3 4

Актуальные статьи:

Виды краткосрочных кредитов
Кредит, по определению, это денежные средства или иные вещи, объединенные родовыми признаками, переданные в долг одной стороной другой стороне. Следовательно, под кредитными правоотношениями понимаются все правоотношения, возникающие всле ...

История развития ОАО "Дальневосточный банк"
Открытое акционерное общество "Дальневосточный банк" был учрежден в 1990 году. Банк имеет 9 филиалов, 4 из которых расположены на территории Приморского края, филиалы в г. Южно-Сахалинске, г. Хабаровске, г. Иркутске, г. Ачинске ...

Понятие платежеспособности банка исходя из различных теорий
По первой теории ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности б ...