Понятие, классификация и виды факторингового кредита

Материалы » Совершенствование факторингового кредита в Республике Беларусь » Понятие, классификация и виды факторингового кредита

Страница 1

Одной из распространенных посреднических услуг частных коммерческих банков в современных условиях становится факторинг. Он впервые возник в США в конце 19 века, а затем получил распространение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начали применять коммерческие банки стран Запада в 70- 90-х годах, но наибольшая его интенсивность отмечена с середины 80-х годов, в период устойчивого экономического подъема в западных странах. Неслучайно, что к началу 90-х годов, по экспертным оценкам, общее число действующих там факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном платежном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и соответственно в 1,5 раза возросла доля стран Западной Европы [1, с. 42].

Одно из значений слова factor в переводе с английского- «маклер, посредник». С чисто экономической точки зрения, факторинг- безусловно чисто посредническая операция. Факторинг представляет собой комиссионно- посредническую операцию, связанную с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним. Цель факторинга- устранить риск неплатежа как неотъемлемую часть любой торговой и кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяется безусловному соблюдению сроков установленных платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана прежде всего решать проблемы рисков неплатежа и сроков оптимизации платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.

В факторинговых операциях, как правило, участвуют три стороны:

- самостоятельная факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)- специализированное учреждение, непосредственно покупающее счета- фактуры у своих клиентов;

- клиент (поставщик товара, кредитор)- промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;

- предприятие (заемщик)- фирма- покупатель товара.

В основу факторинга заложена переуступка кредитором не оплаченных ему долговых требований факторинговой компании, что является общим основным элементом для всех видов операционного факторинга. Классификация видов факторинга представлена на схеме [приложение Б]

Факторинговые операции классифицируются как:

- внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны- контрагенты по договору купли- продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные, когда они находятся в разных странах;

- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные), если должник не циреализуется путем соответствующей записи (отметки) на счете- фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу по поставке выступает определенная факториноговая компания и что платеж должен осуществляться по ее приказу и в ее пользу;

- с правом регресса факторинговой компании, т.е. обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые объективно возникают при отказе плательщика от исполнения своих обязательств по сделке, т.е. с совокупными кредитными рисками [5, с. 96].

При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, ранее проданным им факторинговой компании. Факторинговая компания может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (либо его банкротство или неплатежеспособность). Данное условие специально предусматривается, если поставщики уверенны, что в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков (кредитного скоринга), либо в силу специфики операционной деятельности своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным и обязательным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный и своевременный приток ему денежных средств может быть обеспечен реально только при заключении факториногового соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным (например, когда поставщик отгрузил клиенту- получателю незаказанный им товар и затем переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае получает безусловное право регресса к поставщику;

- с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80 % сумы переуступаемых им долговых требований) или оплаты к определенной установленной дате. Основным преимуществом предварительной оплаты является то обстоятельство, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы совокупных долговых требований. В результате поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

Страницы: 1 2

Актуальные статьи:

Краткая характеристика деятельности филиала "Ростовский" ОТП Банка
Акционерный Коммерческий Банк "ОТП Банк" (открытое акционерное общество), до февраля 2008 года Инвестсбербанк, был создан в1994 году. Основываясь на 17–летнем опыте, ОТП Банк интенсивно развивается и укрепляет свои позиции крупн ...

Комиссионное вознаграждение
Комиссионное вознаграждение факторингового отдела складывается из двух элементов: платы за обслуживание. Она рассчитывается обычно, как процент от суммы счета-фактуры. Её величина зависит от объёма и структуры производственной деятельно ...

Стоимость компании: понятие, методы оценки, факторы роста
В настоящее время в различных изданиях и публикациях представлены разные точки зрения по проблеме оценки рыночной стоимости компании, оценке стоимости акций компании, целях и областях применения этих критериев развития компаний. Рыночная ...