Одной из распространенных посреднических услуг частных коммерческих банков в современных условиях становится факторинг. Он впервые возник в США в конце 19 века, а затем получил распространение в промышленно развитых странах Западной Европы. Особенно широко факторинг начали применять коммерческие банки стран Запада в 70- 90-х годах, но наибольшая его интенсивность отмечена с середины 80-х годов, в период устойчивого экономического подъема в западных странах. Неслучайно, что к началу 90-х годов, по экспертным оценкам, общее число действующих там факторинговых компаний возросло в 3,6 раза, причем в их совокупном платежном обороте в 2 раза уменьшилась доля США и соответственно в 1,5 раза возросла доля стран Западной Европы [1, с. 42].
Одно из значений слова factor в переводе с английского- «маклер, посредник». С чисто экономической точки зрения, факторинг- безусловно чисто посредническая операция. Факторинг представляет собой комиссионно- посредническую операцию, связанную с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним. Цель факторинга- устранить риск неплатежа как неотъемлемую часть любой торговой и кредитной операции. В странах с развитой рыночной экономикой серьезное внимание уделяется безусловному соблюдению сроков установленных платежей. Деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов призвана прежде всего решать проблемы рисков неплатежа и сроков оптимизации платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придавать этим отношениям большую устойчивость.
В факторинговых операциях, как правило, участвуют три стороны:
- самостоятельная факторинговая компания (или факторинговый отдел банка)- специализированное учреждение, непосредственно покупающее счета- фактуры у своих клиентов;
- клиент (поставщик товара, кредитор)- промышленная или торговая фирма, заключившая соглашение с факторинговой компанией;
- предприятие (заемщик)- фирма- покупатель товара.
В основу факторинга заложена переуступка кредитором не оплаченных ему долговых требований факторинговой компании, что является общим основным элементом для всех видов операционного факторинга. Классификация видов факторинга представлена на схеме [приложение Б]
Факторинговые операции классифицируются как:
- внутренние, если поставщик и его клиент, т.е. стороны- контрагенты по договору купли- продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные, когда они находятся в разных странах;
- открытые, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные), если должник не циреализуется путем соответствующей записи (отметки) на счете- фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу по поставке выступает определенная факториноговая компания и что платеж должен осуществляться по ее приказу и в ее пользу;
- с правом регресса факторинговой компании, т.е. обратного требования поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые объективно возникают при отказе плательщика от исполнения своих обязательств по сделке, т.е. с совокупными кредитными рисками [5, с. 96].
При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, ранее проданным им факторинговой компании. Факторинговая компания может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (либо его банкротство или неплатежеспособность). Данное условие специально предусматривается, если поставщики уверенны, что в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков (кредитного скоринга), либо в силу специфики операционной деятельности своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным и обязательным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный и своевременный приток ему денежных средств может быть обеспечен реально только при заключении факториногового соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговое требование признано недействительным (например, когда поставщик отгрузил клиенту- получателю незаказанный им товар и затем переуступил выставленный за него счет компании), факторинговая компания в любом случае получает безусловное право регресса к поставщику;
- с условием кредитования поставщика в форме предварительной оплаты (до 80 % сумы переуступаемых им долговых требований) или оплаты к определенной установленной дате. Основным преимуществом предварительной оплаты является то обстоятельство, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы совокупных долговых требований. В результате поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Актуальные статьи:
Деятельность коммерческого банка «Сбербанк России» на рынке ипотечного
кредитования
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2011 г.).[13] Основанный в 1841 г. ...
Перспективы развития коммерческого
кредита в Республике Беларусь
В условиях стабильной экономики и низкой инфляции коммерческий кредит является действенным способом стимулирования спроса и реализации товаров, особенно во взаимоотношениях с надежными партнерами.
К преимуществам коммерческого кредита мо ...
Кредит в современной экономике России: сущность, функции, виды
Кредит – ссуда в денежной/товарной форме на условиях возвратности, платности. Это стоимостная экономическая категория, неотъемлемая часть товарно-денежных отношений. Сущность – варьирование сроками выплаты позволяет преодолеть временное н ...