Проблемы развития банковской системы

Страница 1

Основной особенностью реформирования банковской системы Китая является тот факт, что нестабильность государственных банков угрожает всей китайской политике реформ. Более 20 лет экономическая политика социальной гармонии гарантировала предприятиям автоматическое получение ликвидных средств и дотаций, в то время как банки несли значительные убытки. Поэтому существующие государственные банки подлежат реорганизации либо санации. Несмотря на наличие реформаторского консерватизма, руководство Китая уже сделало первые шаги в этом направлении.

Начавшаяся банковская реформа имеет поэтапный и долгосрочный характер и в силу этого идеально вписывается в общую реформаторскую философию «долгого пути». Государство начало осторожно ограничивать собственную финансовую власть, создавая тем самым основы финансового рынка в стране. Процесс структурного оздоровления пока еще не сказался непосредственно на безнадежных долгах. Без санации убыточных государственных предприятий не может быть рентабельных, работающих по правилам рынка банков. Принятые до сих пор меры следует понимать только как первую акцию, за которой последуют новые важные шаги на пути реформирования, которое теперь уже затронет и государственные предприятия. В существующих же экономических условиях убыточные государственные предприятия будут вновь и вновь становиться причиной появления у банков безнадежных ссуд. Следовательно, стабильность государственных банков в перспективе представляется весьма сомнительной.

Банковская система Китая в результате реформирования так или иначе будет соответствовать и требованиям ВТО, и условиям рыночных отношений, однако государство не так скоро откажется от своего контрольного пакета (как минимум 50% акционерного капитала банков и холдингов будет принадлежать государству). Следовательно, и в дальнейшем государство будет проводить политику экономической поддержки убыточных предприятий. В настоящее время о тотальной приватизации пока еще речи не идет, однако существует готовность к поэтапной частичной приватизации в целях мобилизации частного капитала. Обнародована концепция замены государственного регулирования эффективным банковским надзором в целях коммерциализации экономики, но на практике мало что изменилось. Для полной санации банковской системы реформаторам необходимо принять дополнительные меры, например, по отмене регулирующих функций государства и рекапитализации банков.

Начиная с 80-х годов прошлого столетия китайские банки быстро меняются под влиянием высоких внутренних ожиданий в области экономического роста и благосостояния, а также определенного давления со стороны ВТО и иностранных банков.

Долгосрочной целью для руководства Китая, как и раньше, остается создание предпосылок, необходимых для экономического роста. При этом невозможно сказать, насколько долгим будет путь санации и чем завершится борьба между политическими амбициями, социальными требованиями и экономической рентабельностью. Если, например, после коммерциализации банков последует массовый отказ банков в выдаче кредитов государственным предприятиям, то последние вновь окажут политическое давление на центральное и региональные правительства, организуют забастовки и таким образом попытаются получить кредиты. Наиболее мягкой формой протеста, исключающей банкротство и закрытие предприятий, могла бы стать внутренняя задолженность предприятий или бартерные сделки — как это было в свое время в России.

Страницы: 1 2 3 4

Актуальные статьи:

Аудит финансовых результатов
Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой промышленными предприятиями методики учета операций по формированию и использованию финансовых результатов, нормативным документам, действующим на территори ...

Виды банковских вкладов
Согласно ст. 837 ГК основное деление вкладов на виды производится по срокам их возврата. В связи с этим договор банковского вклада может быть заключен либо на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклад до востребования), либо на ...

Учет финансовых результатов страховой организации
К доходам страховой организации, кроме доходов, предусмотренных статьями 249 и 250 НК РФ, которые определяются с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, относятся также доходы от страховой деятельности. К доходам страховы ...