В настоящее время НБК наделён полномочиями в сфере формирования банковской и финансовой политики Китая, координации и ревизии деятельности специализированных банков и других финансовых учреждений. Госсовет КНР и предоставил ему право издавать подзаконные акты, осуществлять контроль за состоянием национальных золотовалютных резервов, регулировать рынок ценных бумаг. Утверждение Госсовета теперь необходимо только при изменении плана годового объема денежной эмиссии, базовых процентных ставок и обменного курса юаня. Что же касается различных инструментов кредитной политики, то они находятся в ведении самого банка.
Естественным продолжением реформы банковской системы стало создание законодательной базы в этой сфере – принятие «Закона о Народном банке Китая» и «Закона о коммерческих банках КНР». Первый из них был принят 18 марта 1995 г. и вступил в силу со дня принятия. Закон включает 51 статью, сгруппированную в 8 разделов. Это первый со времени основания КНР закон о центральном банке. Закон усиливает позиции центрального банка в перестройке экономики Китая, он разработан с учетом опыта центральных банков развитых стран и при содействии МВФ, но в то же время и с учетом реальностей Китая. В соответствии с Законом НБК выполняет следующие функции:
l разработка и осуществление в соответствии с законом денежной политики;
l эмиссия жэньминьби и управление обращением жэньминьби;
l ревизия, контроль и управление кредитно-денежными организациями в установленном порядке;
l контроль и управление кредитно-денежным рынком в установленном порядке;
l публикация приказов и инструкций по вопросам функционирования, контроля и управления в кредитно-денежной сфере;
l хранение, управление, хозяйственное распоряжение государственными запасами иностранной валюты и золота;
l ведение государственного казначейства;
l обеспечение нормального функционирования системы платежей и расчетов;
l осуществление статистического учета, обследований, анализа и прогнозов в кредитно-денежной сфере;
l участие в международной кредитно-денежной деятельности, связанной со статусом центрального банка страны[3];
l исполнение других функций в соответствии с указаниями Госсовета.
В течение многих лет на НБК оказывалось давление со стороны различных ведомств и местных правительств в вопросах кредитной политики, поскольку местные правительства иногда имели больше влияния, чем центральный офис НБК в Пекине. Одним из мероприятий направленных на преодоление сложившегося положения с филиалами НБК в 1998-99 гг. стала реорганизация провинциальных филиалов банка. Вместо прежних 31 (по числу провинций КНР) создано 9 региональных филиалов Народного банка Китая. Такая мера была призвана снизить вмешательство местных правительств в работу главного банка страны.
Важным шагом реформы банковской системы стало создание коммерческих банков. Сфера деятельности определяется уставом каждого коммерческого банка и утверждается Народным банком Китая. Коммерческие банки Китая в соответствии с действующим законодательством могут частично или полностью заниматься следующими видами операций:
– привлекать общественные депозиты;
– предоставлять кратко-, средне- и долгосрочные кредиты;
– осуществлять расчеты внутри и вне страны;
– осуществлять учет векселей;
– эмитировать денежно-кредитные облигации;
– осуществлять поручительскую эмиссию, поручительскую оплату и сбыт на условиях подряда правительственных облигаций;
– заниматься куплей-продажей правительственных облигаций;
– заниматься краткосрочным межфилиальным кредитованием;
– заниматься самостоятельной и поручительской куплей-продажей валюты;
– предоставлять обслуживание и поручительство по аккредитивам;
– осуществлять на поручительских началах прием платежей и страховые услуги;
– предоставлять сберегательные сейфы;
– осуществлять другие операции по утверждению Народного банка Китая.
Опыт России, Китая и других стран свидетельствует, что основная проблема в преобразовании государственных банков в коммерческие заключается в предоставлении ими не погашаемых в срок и трудно получаемых обратно кредитов, связанных с кредитованием проводимой государством экономической политики, кредитованием убыточного государственного сектора экономики. Именно для решения этой проблемы в 1994 г. в КНР и были созданы три так называемых «политических» банка.
Актуальные статьи:
Проектное финансирование. Методы оценки инвестиционных проектов
Проектное финансирование – финансирование, обеспеченное экономической и технической жизнеспособностью отдельно взятого проекта, от реализации которого ожидается достаточный приток денег для обслуживания и выплаты долга и где в соответстви ...
История возникновения и сущность кредита
Понятие кредита существовало еще в VI в. до нашей эры, в частности на территории современного Израиля.
До царя Соломона иудеи использовали кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обрат ...
Международные платежные системы СВИФТ
Развитие мирового рынка влечет за собой увеличение объема валютных, кредитных, финансовых, расчетных операций. Увеличивается документооборот, количество деловых бумаг. Информационные потоки выходят за национальные границы. В итоге формиру ...