В настоящее время НБК наделён полномочиями в сфере формирования банковской и финансовой политики Китая, координации и ревизии деятельности специализированных банков и других финансовых учреждений. Госсовет КНР и предоставил ему право издавать подзаконные акты, осуществлять контроль за состоянием национальных золотовалютных резервов, регулировать рынок ценных бумаг. Утверждение Госсовета теперь необходимо только при изменении плана годового объема денежной эмиссии, базовых процентных ставок и обменного курса юаня. Что же касается различных инструментов кредитной политики, то они находятся в ведении самого банка.
Естественным продолжением реформы банковской системы стало создание законодательной базы в этой сфере – принятие «Закона о Народном банке Китая» и «Закона о коммерческих банках КНР». Первый из них был принят 18 марта 1995 г. и вступил в силу со дня принятия. Закон включает 51 статью, сгруппированную в 8 разделов. Это первый со времени основания КНР закон о центральном банке. Закон усиливает позиции центрального банка в перестройке экономики Китая, он разработан с учетом опыта центральных банков развитых стран и при содействии МВФ, но в то же время и с учетом реальностей Китая. В соответствии с Законом НБК выполняет следующие функции:
l разработка и осуществление в соответствии с законом денежной политики;
l эмиссия жэньминьби и управление обращением жэньминьби;
l ревизия, контроль и управление кредитно-денежными организациями в установленном порядке;
l контроль и управление кредитно-денежным рынком в установленном порядке;
l публикация приказов и инструкций по вопросам функционирования, контроля и управления в кредитно-денежной сфере;
l хранение, управление, хозяйственное распоряжение государственными запасами иностранной валюты и золота;
l ведение государственного казначейства;
l обеспечение нормального функционирования системы платежей и расчетов;
l осуществление статистического учета, обследований, анализа и прогнозов в кредитно-денежной сфере;
l участие в международной кредитно-денежной деятельности, связанной со статусом центрального банка страны[3];
l исполнение других функций в соответствии с указаниями Госсовета.
В течение многих лет на НБК оказывалось давление со стороны различных ведомств и местных правительств в вопросах кредитной политики, поскольку местные правительства иногда имели больше влияния, чем центральный офис НБК в Пекине. Одним из мероприятий направленных на преодоление сложившегося положения с филиалами НБК в 1998-99 гг. стала реорганизация провинциальных филиалов банка. Вместо прежних 31 (по числу провинций КНР) создано 9 региональных филиалов Народного банка Китая. Такая мера была призвана снизить вмешательство местных правительств в работу главного банка страны.
Важным шагом реформы банковской системы стало создание коммерческих банков. Сфера деятельности определяется уставом каждого коммерческого банка и утверждается Народным банком Китая. Коммерческие банки Китая в соответствии с действующим законодательством могут частично или полностью заниматься следующими видами операций:
– привлекать общественные депозиты;
– предоставлять кратко-, средне- и долгосрочные кредиты;
– осуществлять расчеты внутри и вне страны;
– осуществлять учет векселей;
– эмитировать денежно-кредитные облигации;
– осуществлять поручительскую эмиссию, поручительскую оплату и сбыт на условиях подряда правительственных облигаций;
– заниматься куплей-продажей правительственных облигаций;
– заниматься краткосрочным межфилиальным кредитованием;
– заниматься самостоятельной и поручительской куплей-продажей валюты;
– предоставлять обслуживание и поручительство по аккредитивам;
– осуществлять на поручительских началах прием платежей и страховые услуги;
– предоставлять сберегательные сейфы;
– осуществлять другие операции по утверждению Народного банка Китая.
Опыт России, Китая и других стран свидетельствует, что основная проблема в преобразовании государственных банков в коммерческие заключается в предоставлении ими не погашаемых в срок и трудно получаемых обратно кредитов, связанных с кредитованием проводимой государством экономической политики, кредитованием убыточного государственного сектора экономики. Именно для решения этой проблемы в 1994 г. в КНР и были созданы три так называемых «политических» банка.
Актуальные статьи:
Недепозитные источники привлечения средств
В отличие от депозитов, недепозитные источники привлечения банковских средств имеют ряд отличительных черт:
- имеют не персональный характер, т.е. не связаны с конкретным клиентом банка, а приобретаются на конкурентной основе на рынке че ...
Формы проведения безналичных расчетов
Платежным поручением является распоряжение владельца счета обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
Платежным поручени ...
Банковские пластиковые карточки как один из видов
безналичных расчетов
Развитие денежного обращения проявляется, в первую очередь, в эволюции самих денег – денежной формы стоимости товаров. В условиях товарно-денежного обращения эта форма постоянно изменялась.
Процесс возникновения денег связан с процессом ...