Рекомендации по организации работы с проблемными кредитами

Материалы » Особенности работы банков с проблемными кредитами: российский и зарубежный опыт » Рекомендации по организации работы с проблемными кредитами

Страница 2

Разумеется, любые нарушения условий кредитного договора должны быть тщательно расследованы. Особенно существенными являются нарушения запретительных оговорок, ограничивающих объемы дополнительных заемных средств.

Финансовые признаки проблемности кредита могут обнаружиться при анализе финансовой отчетности. Они могут проявиться, в частности, и через модификацию кредитов, взятых заемщиков. Например, если сезонные краткосрочные кредиты постоянно возобновляются и в результате становятся «вечнозелеными». Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении лимитов овердрафтов могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Причины всех подобных фактов должны быть расследованы.

Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми по характеру, они должны насторожить сотрудников кредитного подразделения банка. Ранее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку соответствующих мероприятий. Каких-то универсальных мер здесь не существует и все зависит от характера конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности в этой связи возникают более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие конкурентоспособность.

Когда сотрудник банка замечает ухудшающий кредит, он обязан:

— проанализировать проблемы заемщика;

— проконсультироваться с сотрудниками, занимающимися с проблемными кредитами, и с руководством;

— рекомендовать перевести кредит в более низкую классификационную группу и прекратить отражать проценты за кредит в доходах банка;

— собрать информацию о том, где еще банк может столкнуться с риском в работе с данным клиентом;

— ежедневно следить за счетом клиента на предмет возникновения овердрафта;

— просмотреть всю кредитную документацию, гарантии, обеспечение;

— изучить возможность поучения обеспечения (если его не было);

— выработать план корректирующих мер.

Сбор информации чрезвычайно важен. В идеале наилучшем источником информации является сам заемщик. Но обычно за информацией следует обращаться и к другим источникам – к другим банкам, к поставщикам и к основным покупателям продукции заемщика. Сбор и трактовка этой информации должны помочь выявить эти проблемы и степень их сложности. После этого можно переходить к определению следующих шагов и выработке плана.

На первом этапе выработки плана необходимо определить, кто будет им руководить. Некоторые банки считают, что руководить этим должен сотрудник кредитного подразделения, ведущий данный кредит, потому что он лучше других знает заемщика или потому, что если он привел к возникновению такой ситуации, то сам и должен выручать банк. Другие банки создают на такие случаи самостоятельные подразделения, которым поручена работа с проблемными активами.

Дополнительные ресурсы и опыт помогают улучшить обслуживание заемщиком кредита. Очень часто такие подразделения называют управлениями кредитного и рыночного риска. Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. Банки стараются защитить свои активы и могут влиять на решение руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же могут либо потребовать не вмешиваться их дела, либо приветствовать конструктивный совет.

Но совет – это только рекомендация, которую банк дает клиенту. Вмешиваться в процесс принятия решения клиентом банк не должен.

Универсальных правил спасения кредита не существует, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

— разработка программы изменения структуры задолженности;

— получение дополнительной документации и гарантий;

— удержание дополнительного обеспечения;

— продажа обеспечения;

— продажа прочих активов;

— обращение к гарантам;

— организация совместного общества и вложения капитала;

— разработка программ сокращения расходов;

— продажа компании третьей стороне;

— замена руководства компании;

— назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени банков;

— реорганизация компании (вне судебных процедур);

— организация финансовой помощи со стороны другого финансового института;

— получение правительственных гарантий с получением средств из бюджета для обслуживания долга;

Страницы: 1 2 3 4

Актуальные статьи:

Рекомендации по организации работы с проблемными кредитами
Проблемные кредиты - один из важных индикаторов успешности банка. Большое их количество говорит о том, что программы кредитования не сбалансированы в отношении риска/доходности либо что эффективная ставка, включающая в себя необходимость ...

Задачи и функции основных участников рынка ипотечного жилищного кредитования
Долгосрочный ипотечный жилищный кредит (далее именуется – ипотечный кредит) – это кредит или заем, предоставленные на срок 3 года и более соответственно банком (кредитной организацией) или юридическим лицом (некредитной организацией) физи ...

Ипотека в Калининграде
Рынок кредитования и ипотеки в Калининграде и Калининградской области, также как и в других регионах страны, достаточно широко представлен филиалами и представительствами крупных банков страны, среди которых можно отметить Банк Москвы, Сб ...