Состояние рынка факторинговых услуг и практика проведения факторинговых операций в Республике Беларусь

Материалы » Совершенствование факторингового кредита в Республике Беларусь » Состояние рынка факторинговых услуг и практика проведения факторинговых операций в Республике Беларусь

Страница 1

В настоящее время проведение факторинговых операций между банками и субъектами хозяйствования в Республике Беларусь регулирует Порядок Проведения Факторинговых Операций в Республике Беларусь (письмо НБ РБ № 605 от 18.09.2009 г., с изменениями, внесенными письмом НБ РБ от 28.12.2009 г. №667). Он разработан в соответствии с Законами Республики Беларусь «О Национальном банке Республики Беларусь», «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О залоге», Гражданским кодексом Республики Беларусь, а также Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь от 6.01.2008 № 256 и Положением о банковском кредите от 7.04.2009 №519.

В соответствии с этим положением в роли факторов выступают банки, кредитные, финансовые и другие учреждения, которые занимаются банковскими операциями. Для занятия факторинговой деятельностью фактор должен письменно обратиться в Национальный банк Республики Беларусь и получить его согласие.

Основным принципом факторинга является возмещение фактором поставщику части суммы платежа по долговым требованиям к плательщикам. Перечисление остальной части платежа за поставленные товары осуществляется фактором после поступления средств от плательщика. Однако может иметь место незамедлительное возмещение поставщику полной суммы долга (за вычетом комиссионного вознаграждения и процентов за кредит).

Проведение факторинговых операций осуществляется только на договорной основе. В договоре на факторинговое обслуживание предусматриваются права и обязанности каждой из сторон, размер оплаты счетов поставщика, выставленных на покупателя, порядок оплаты этих счетов, комиссионное вознаграждение, условия предоставления и погашения кредита, право регресса и другие необходимые условия, связанные с уступкой права требования фактору.

Фактор не несет ответственности за невыполнение условий договоров за поставку товаров, заключаемых между поставщиком и плательщиком.

Учитывая риск при проведении этих операций, фактор вправе требовать от поставщика документы, подтверждающие залоговые обязательства перед фактором, а также представление баланса и другой необходимой информации, характеризующей финансовое состояние поставщика.

При открытом факторинге фактор может запросить плательщика представить сведения о его платежеспособности.

Плата за услуги фактору со стороны поставщика выступает в форме комиссионного вознаграждения за обслуживание и процента за кредит. Комиссионные суммы рассчитываются в процентах от суммы платежных требований поставщика и зависят от степени риска и объема необходимой экономической и контрольной работы фактора. Плата за кредит определяется за период между получением платежа поставщиком от фактора и датой поступления платежа от плательщика фактору [22, c. 277].

При открытом факторинге поставщик, заключивший договор на факторинговое обслуживание, сдает на инкассо фактору платежное требование в 4- х экземплярах от имени этого фактора при реестрах (в соответствии с п. 11 главы 11-а Положения о безналичных расчетах в Республике Беларусь №256 в редакции письма Национального банка от 01.07.2009 №353). В платежных требованиях должны быть указаны реквизиты фактора как получателя денежных средств. Представляются также товарно- транспортные документы, подтверждающие факт отгрузки товара, договора, заключенные с покупателями на поставку товаров, где оговаривается форма расчетов платежными требованиями с видом акцепта.

Страницы: 1 2

Актуальные статьи:

История государственного регулирования страховой деятельности в России
В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ "О с ...

Хранители
Хранителем ценных бумаг в соответствии со ст. 11 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» при наличии соответствующего разрешения (лицензии. - Примеч. авт.) могут быть коммерческие банки и торговцы ценными бумагами (см. п. 4.1 ...

Выводы
Стандартизация как форма управления может касаться как самих видов деятельности, так и прогнозирования, планирования и контроля. При этом важно также использовать некоторые ограничения действии, единую документацию, руководствоваться един ...