Здоровье населения и здравоохранение считаются важнейшими компонентами политической системы любого цивилизованного государства, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности. Государственное управление в области охраны здоровья осуществляется посредством правовых, административных, экономических, социально-психологических механизмов.
Сегодня система здравоохранения Российской Федерации находится в стадии кардинальных изменений. Целью осуществляемых реформ в этой области является создание реально эффективной социальной политики. Основные направления реформы, как показывает анализ работ[2], сконцентрированы на деятельности по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан. Реализация этой работы предполагает:
1) разработку научно обоснованной, практико-ориентированной концепции развития законодательства об охране здоровья граждан;
2) систематизацию законодательства в соответствии с разработанной концепцией;
3) разработку необходимых звеньев, позволяющих признать законодательство о здравоохранении полноценно сбалансированной системой;
4) разработку программ проведения работ по модернизации и упорядочению законодательства в целях обеспечения структурного реформирования отрасли.
Таким образом, проведение реформы предполагается осуществить на основе правовых методов, что позволит создать четкую систему нормативных правовых актов (правовую вертикаль) и порядок их применения, отвечающих потребностям правового государства.
Несмотря на то, что в настоящее время медицинская деятельность является, прежде всего, объектом правового регулирования, правоприменители и ведущие специалисты все чаще указывают на имеющиеся проблемы, связанные с регулированием правоотношений в области здравоохранения. Сквозной анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся правовой основе для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В то же время имеется противоречие между существующей правовой реальностью и разрабатываемой полномасштабной нормативной базой в сфере здравоохранения. Создание единого информационно-правового пространства, разработка стандартов и форматов функционирования специализированных медицинских систем, их физической инфраструктуры, программной среды, системы информационной безопасности приводят к диспропорциям в аналитической системе государственного управления в сфере здравоохранения.
Сегодня для регулирования вопросов здравоохранения применяются такие виды правовых актов, как:
- Конституция РФ;
- конституции и уставы субъектов РФ;
- конституционные законы (федеральные и субъектов РФ);
- законы (федеральные и субъектов РФ);
- указы Президента РФ;
- постановления (Правительства, Главного государственного санитарного врача);
- распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций);
- приказы, инструкции, указания (ведомственные);
- акты представительных органов местного самоуправления;
- решения референдумов (волеизъявления);
- договоры, соглашения внутригосударственные;
- ратифицированные международные договоры;
- признанные нормы международного права;
- модельные законодательные акты (рекомендательные)[3].
работа по формированию национальной базы данных нормативно-правовых документов в отрасли здравоохранения в Российской Федерации начинает набирать силу. Планомерно заменяются устаревшие и разрабатываются новые нормативные правовые документы.
В России обеспечение права граждан на здоровье, на оказание им необходимой медицинской помощи возложено на органы управления и лечебно-профилактические учреждения федерального и регионального здравоохранения. К отрицательным факторам, снижающим эффективность деятельности этих служб, следует отнести правовое несовершенство юридического обеспечения систем управления, финансирования и планирования в отрасли, а также наличие правового вакуума в вопросах устранения организационных недостатков функционирования его основных звеньев (подразделений, служб) при оказании населению различных видов медицинских услуг.
Анализ нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности показал, что многие законы нацелены как раз на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, на их соответствие имеющимся финансовым ресурсам.
Актуальные статьи:
Организация безналичных расчетов ОАО АКБ «РОСБАНК»
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. При осуществлении безналичных расчетов в формах используются следующие расчетные документы:
а ...
Особенности развития инфраструктуры отечественного фондового рынка
В Крыму, как и на Украине, сохраняется стойкая тенденция по увеличению выпуска ЦБ. Выпуск ценных бумаг эмитентами АР Крым на 01.01.2001 г. составил более 1,7 млрд. гр., в том числе акции на сумму более 1,5 млрд. гр.
Основной особенностью ...
Структура государственного бюджета Китая и итоги его
выполнения за 2011 год
Согласно докладу «Об исполнении центрального и местных бюджетов за 2011 год и проекте центрального и местных бюджетов на 2012год», обнародованному на 5-й сессии ВСНП 11-го созыва совокупные финансовые доходы (центральный и местные бюджеты ...