Обеспечение системы здравоохранения на современном этапе

Материалы » Обязательное медицинское страхование » Обеспечение системы здравоохранения на современном этапе

Здоровье населения и здравоохранение считаются важнейшими компонентами политической системы любого цивилизованного государства, влияющими на все стороны его социально-экономической деятельности. Государственное управление в области охраны здоровья осуществляется посредством правовых, административных, экономических, социально-психологических механизмов.

Сегодня система здравоохранения Российской Федерации находится в стадии кардинальных изменений. Целью осуществляемых реформ в этой области является создание реально эффективной социальной политики. Основные направления реформы, как показывает анализ работ[2], сконцентрированы на деятельности по совершенствованию законодательного регулирования отношений по охране здоровья граждан. Реализация этой работы предполагает:

1) разработку научно обоснованной, практико-ориентированной концепции развития законодательства об охране здоровья граждан;

2) систематизацию законодательства в соответствии с разработанной концепцией;

3) разработку необходимых звеньев, позволяющих признать законодательство о здравоохранении полноценно сбалансированной системой;

4) разработку программ проведения работ по модернизации и упорядочению законодательства в целях обеспечения структурного реформирования отрасли.

Таким образом, проведение реформы предполагается осуществить на основе правовых методов, что позволит создать четкую систему нормативных правовых актов (правовую вертикаль) и порядок их применения, отвечающих потребностям правового государства.

Несмотря на то, что в настоящее время медицинская деятельность является, прежде всего, объектом правового регулирования, правоприменители и ведущие специалисты все чаще указывают на имеющиеся проблемы, связанные с регулированием правоотношений в области здравоохранения. Сквозной анализ действующего законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья свидетельствует об имеющейся правовой основе для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи. В то же время имеется противоречие между существующей правовой реальностью и разрабатываемой полномасштабной нормативной базой в сфере здравоохранения. Создание единого информационно-правового пространства, разработка стандартов и форматов функционирования специализированных медицинских систем, их физической инфраструктуры, программной среды, системы информационной безопасности приводят к диспропорциям в аналитической системе государственного управления в сфере здравоохранения.

Сегодня для регулирования вопросов здравоохранения применяются такие виды правовых актов, как:

- Конституция РФ;

- конституции и уставы субъектов РФ;

- конституционные законы (федеральные и субъектов РФ);

- законы (федеральные и субъектов РФ);

- указы Президента РФ;

- постановления (Правительства, Главного государственного санитарного врача);

- распоряжения (Президента, Правительства, глав администраций);

- приказы, инструкции, указания (ведомственные);

- акты представительных органов местного самоуправления;

- решения референдумов (волеизъявления);

- договоры, соглашения внутригосударственные;

- ратифицированные международные договоры;

- признанные нормы международного права;

- модельные законодательные акты (рекомендательные)[3].

работа по формированию национальной базы данных нормативно-правовых документов в отрасли здравоохранения в Российской Федерации начинает набирать силу. Планомерно заменяются устаревшие и разрабатываются новые нормативные правовые документы.

В России обеспечение права граждан на здоровье, на оказание им необходимой медицинской помощи возложено на органы управления и лечебно-профилактические учреждения федерального и регионального здравоохранения. К отрицательным факторам, снижающим эффективность деятельности этих служб, следует отнести правовое несовершенство юридического обеспечения систем управления, финансирования и планирования в отрасли, а также наличие правового вакуума в вопросах устранения организационных недостатков функционирования его основных звеньев (подразделений, служб) при оказании населению различных видов медицинских услуг.

Анализ нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности показал, что многие законы нацелены как раз на конкретизацию государственных гарантий медицинской помощи, на их соответствие имеющимся финансовым ресурсам.

Актуальные статьи:

Инфляция и ее социально-экономические последствия
Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег и ведущее к перераспределению национального дохода. Причиной инфляции является нарушение закона денежного обращения. Фо ...

Расчет за товары векселем третьего лица
Покупатель может передать продавцу не только спой вексель, но и вексель, выданный третьим лицом. Эта операция ведет к погашению долга за товар (работу, услугу). Теперь поставщику товара должен уже не покупатель, а плательщик по векселю (б ...

Содержание и исполнение договора банковского вклада
Основными правами вкладчика и соответственно основными корреспондирующими им обязанностями банка являются возврат вкладчику полученной банком суммы вклада и выплата причитающихся ему процентов. В связи с этим в законе содержатся особые т ...