Обобщение результатов анализа рассмотренных методик определения кредитоспособности заемщика описаны в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1
Обобщение результатов сравнения методик кредитоспособности заемщика
Признаки |
Методики используемые банками США |
Методики используемые банками Франции |
Методики используемые банками России |
1. Использование финансовых коэффициентов |
+ |
+ |
+ |
2. Анализ денежных потоков |
+ |
+ |
-/- |
3. Анализ качественных характеристик |
+ |
+ |
+/- |
4. Анализ заемщиков: | |||
- анализ информации о заемщике из банка данных о кредитных историй |
+ |
+ |
+/- |
- оценка залогового имущества в качестве гарантии возврата кредита |
+ |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 2.3.1
- оценка качества управления |
+ |
+ |
+/- |
- оценка состояния и перспективности отрасли и вида деятельности заемщика |
+ |
+ |
+/- |
Фактически все методики используют одинаковые коэффициенты – абсолютной и текущей ликвидности и покрытия, но при этом они имеют разные веса при оценки кредитоспособности.
Методика Сбербанка по отношению к российской экономике является более реальной. Она учитывает многие стороны деятельности фирмы и достаточна «сдержана» при оценке класса кредитоспособности.
Разносторонне оценивается предприятие и в американской методике. Здесь выделяются такие показатели как прибыльность фирмы, которые в некоторой степени способны компенсировать зависимость предприятия от заемных средств. Также в методиках американских банков наибольший интерес уделяется качественным характеристикам, таким как характер заемщика, способность заимствовать средства. Еще производится контроль за деятельностью заемщика.
Достоинство методики французских банков состоит в том, что они принимают во внимание и расходы, которые несет фирма. А также учет долгосрочных обязательств (используется и в методике Сбербанка).
Банки Франции разработали методику которая основывается на определении показателей кредитоспособности, таких как валовой коммерческий доход, добавленная стоимость, валовой эксплуатационный доход, валовой эксплуатационный результат, прибыль которая может быть использована для самофинансирования.
Применение модели Альтмана, рассмотренного в п. 2.1.1., в условиях российской экономики вызывает ряд проблем. Российские предприятия работают в отличных от американских компаний условиях, что не позволяет механически перенести использование коэффициентов и числовых значений модели.
Модель Альтмана придает большое значение рыночной оценке капитала, расчет которой должен вестись на основе капитализации рынка акций данного предприятия. У предприятий с некотирующимися акциями практически нет возможности определения рыночной оценки капитала. Реальное нахождение ключевых показателей Z-модели в России затруднено недостатком информации. Кроме того, коэффициент Альтмана не учитывает особенности отрасли, в которой функционирует предприятие. Используя модели Z-анализа, необходимо учитывать, что не все предприятия, имеющие низкий Z-коэффициент, однозначно являются банкротами, многие из них смогут преодолеть свою нестабильную ситуацию и улучшить финансовое состояние.
Существуют сложности в получении статистических данных о предоставленных кредитах и особенно по заемщикам, которым было отказано в кредите. В российской банковской практике основной акцент делается на оценку текущей ситуации, т.е. всегда используется информация прошлых периодов, в то время как в западных банках внимание аналитика направлено не только на анализ предыдущей деятельности компании, но и прогнозирование дальнейшей ее работы.
Актуальные статьи:
Ипотечные продукты коммерческого банка «Сбербанк России» и условия их
предоставления
На настоящий момент ипотечное кредитование занимает весомую долю в выдаче кредитов. Существует множество банков на территории России, которые занимаются выдачей таких кредитов, и Сбербанк не исключение. Сбербанк предоставляет широкий выбо ...
Виды факторинговых
операций
Признаки классификации и виды факторинговых услуг банков.
По территориальному признаку
Внутренний Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах одной страны.
Экспортный Поставщик, его клиент ...
Роль активных операций в формировании финансовых активов банка
По классификации активных операций, как и по структуре активов сложились разные точки зрения.
По мнению Букато В.И., Львова Ю.И. основными активными операциями являются[7,212]:
- кредитные операции, в результате которых формируется кред ...