Административная составляющая кредитного законодательства не меняет сущность банковских сделок, основным объектом которых являются имущество и имущественные права, поскольку денежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счете банка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования к банку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектом гражданского права (ст.128 Гражданского кодекса РФ). Административные нормы, как нормы кредитного законодательства, необходимо рассматривать как определенные ограничения по созданию и деятельности кредитных организаций. Таким образом, банковское регулирование кредитных отношений представляет комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы деятельности. Можно говорить о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций. Соответственно и нормы регулирующие данные отношения необходимо разделять по предметам регулирования, помнить об этом разделении при их правоприменении и возможной конкуренции.
Как закреплено в ст.2 ФЗ "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
Следовательно, иерархию источников законодательного регулирования кредитных отношений можно построить следующим образом:
Конституция РФ;
специальное банковское законодательство ФЗ "О банках и банковской деятельности" и ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) "
иные законодательные акты;
нормативные акты Банка России.
Рассмотрим каждую из ступеней представленной иерархии.
Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк
Согласно ч.1 ст.75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию.
Следующая ступень иерархии - специальное банковское законодательство непосредственно направленное на правовое регулирование кредитных отношений включает в себя:
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" [2] (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.,19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г)
Актуальные статьи:
Медицинское страхование
в Венгрии
Венгрия, как и другие страны Восточной Европы, прошла путь становления от системы медицинского социального страхования к государственной медицине и наоборот. До второй мировой войны страна приняла социальное страхование для несельскохозяй ...
Биржевые операции
На существующих в мире товарных биржах активно функционируют фондовые отделы. Созданы такие отделы и на биржах России. В мае 1991 года начали осуществлять сделки с ценными бумагами на РТСБ и МТБ. Поэтому в этой главе будут рассмотрены фон ...
Актуальные проблемы развития фондового рынка Украины
В то же время, несмотря на значительный прогресс в развитии фондового рынка, остается целый ряд нерешенных проблем. На сегодняшний день дальнейшее развитие рынка ценых бумаг в стране сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. ...