Депозитная политика банка: сущность и роль

Материалы » Депозитная политика коммерческого банка » Депозитная политика банка: сущность и роль

Страница 2

По моему мнению, оба автора придерживаются единого подхода к депозитной политике банка, как к части банковской политики, которая находится во взаимосвязи как с её элементами, так и со стратегической целью банка. Не стоит также забывать и о банковском (как внешнем, так и внутреннем) регулировании данного процесса, о чём упоминает Коробова в своих работах.

Итак, депозитная политика банка разрабатывается в соответствии со стратегическим планом. Разработка депозитной политики начинается с постановки целей банка, затем для достижения данных целей необходимо разработать поэтапные действия и установить конкретные показатели. Коробова Г.Г. предлагает «свою» модель формирования депозитной политики банка, но об этом чуть позже.

Прежде всего, банк должен определиться с какими вкладчиками он будет работать, для кого он будет разрабатывать свои продукты. Принято выделять клиентов с высоким уровнем достатка, предпринимателей, служащих и рабочих, молодёжь и студентов, а также пожилых людей[3]. Каждая из этих категорий в большей или меньшей степени интересна банку. Так клиенты с высоким уровнем дохода обеспечивают банки особо крупными размерами вкладов, хотя и не всегда вклады этой группы являются основой общей массы депозитов банка. Как правило, общую массу депозитов составляют средства рабочих и служащих, а также средства пожилых людей. Студенты и молодёжь интересны банкам с точки зрения перспективы.

Согласно Российскому законодательству, клиентами банка являются физические и юридические лица, то есть банк может работать либо с «розничной» клиентурой, либо с юридическими лицами, либо с теми и другими. Как правило, пассивы Российских банков составляют депозиты и физических и юридических лиц. Так, банк ВТБ, ориентированный на работу с крупными юридическими лицами, в структуре своих пассивов имеют 45,5% депозитов юридических лиц, а его «розничная» дочка – банк ВТБ 24 - 66,4% депозитов физических лиц и всего 6,9 % юридических лиц. Можно сделать вывод о том, что в зависимости от целей и направлений своей будущей деятельности, банк выбирает себе клиентуру.

Но банки действуют в условиях жестокой конкуренции, следовательно, ведётся борьба за клиентов. Для того, чтобы привлечь клиентов, а с ними и средства, необходимые для деятельности, банк должен выбрать стратегию поведения на рынке. Так, на 1 апреля 2011 года, стратегию лидера на рынке частных вкладов проводят такие банки как ВТБ 24 и Сберегательный банк России[4].

Крупные банки, как правило, выбирают стратегию конкурента. Для достижения конкурентных преимуществ на рынке они расширяют свои филиальные сети, разрабатывают новые продукты и услуги, устанавливают привлекательные ставки по депозитам, тратят огромные деньги на рекламу.

Банк может сосредоточиться на разработке и усовершенствовании отдельных видах услуг, а не конкурировать с лидером по всем направлениям деятельности (например, оказание услуг по Интернету) – это стратегия специалиста. Для средних и мелких банков характерна стратегия догоняющего: банки не разрабатывают новых продуктов, а внедряют проверенные другими банками, тем самым ограждают себя от лишних затрат.

Очень важно разработать и тактические вопросы. Клиентов привлекает в банке прежде всего имидж надежного и устойчивого банка, также процентные ставки по депозитам (вкладам) и условия обслуживания. Это также является важными аспектами в разработке депозитной политики.

Как говорилось ранее, депозитная политика должна быть оформлена документально. Как правило, она представляет собой отдельный документ, либо отдельный раздел документа кредитной политики, либо прописывается в положениях о порядке привлечения денежных средств во вклады и об открытии и ведении клиентских счетов.

Данный документ может иметь следующее содержание[5]:

- общие положения;

- цели ресурсной политики коммерческого банка;

- взаимодействие структурных подразделений банка;

Страницы: 1 2 3 4

Актуальные статьи:

Саморегулирующие организации
Рассматривая особенности создания и функционирования участников Национальной депозитарной системы, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, нельзя не отметить установленное законодательством обязательное условие ...

Роль анализа денежного потока оценки кредитоспособности заемщика
Следующая часть оценки кредитоспособности заемщика – анализ денежного потока. В качестве источников информации могут выступать [25, с.103]: - формы бухгалтерской отчетности; - банковские выписки по счетам клиента; - информация операти ...

Инспектирование на местах
Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется ...