Государственное регулирование рынка ЦБ

Рынок ценных бумаг и фондовые биржи » Государственное регулирование рынка ЦБ

Для предотвращения и сдерживания спекуляции на РЦБ, его деятельность регулируется государством. Так как если никакого процесса контроля не будет происходить, спекулятивные процессы на фондовом рынке могут вполне спровоцировать обрушение экономики в стране.

Государственное регулирование РЦБ обеспечивается:

- установлением обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ;

- регистрацией выпусков ценных бумаг и контролем за соблюдением условий эмиссии;

- лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;

- создана система защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ в России играет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Она контролирует деятельность профессиональных участников РЦБ и выполнение стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию. При эмиссии ценных бумаг, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссии ценных бумаг. «Проспект эмиссии - это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг». Инвестор может приобретать ценные бумаги только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель этого документа - ознакомить инвестора о характере выпущенных бумаг и финансовом состоянии эмитента. Делается это для невозможности обмана и введения инвестора, так как он сам после ознакомления с проспектом уже составляет свое мнение о качествах эмитированных ценных бумаг.

По российскому законодательству существуют случаи, когда участники РЦБ, обязаны раскрывать информацию о своих действиях с ценными бумагами:

- инвестор обязан уведомить ФСФР о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг;

- профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества.

В условиях постоянных спекулятивных операций на РЦБ особенно важен контроль за использованием служебной (внутренней) информацией. Лицам, ею владеющей, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. Такими лицами являются: члены органов управления эмитента или профессиональные участники РЦБ, связанные с эмитентом договором; аудитор эмитента; а также служащие государственных органов, которые имеют доступ к такой информации. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996) относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ.

Регулируется также и рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается:

- давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах;

- гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

- использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;

- запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений и соблюдением ими установленных нормативов осуществляет Центральный банк РФ.

Также на РЦБ существуют органы саморегуляции – СОПУ (саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ), которые могут образовываться с одобрения ФСФР, устанавливают для своих членов правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Например, фондовые биржи разрабатывают кодексы поведения для своих брокеров и дилеров. Цель их создания состоит в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдении ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов.

Актуальные статьи:

Прогнозирование поступлений наличных денег в кассы банков
Прогноз наличного денежного оборота (прогноз кассовых оборотов учреждений банков) составляется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития, а также данных анализа кассовых оборотов учреждений банков за предыд ...

Установление специфики финансовых трудностей каждого коммерческого банка
Применение мер регулирования Банка России должно опираться на анализ как степени развития проблем каждого банка, так и его функциональной роли в кредитно-денежной системе на федеральном и региональном уровне. Анализ степени развития фина ...

Эмиссия денег и ее формы. Механизм банковского мультипликатора
Понятия «выпуск денег» и «эмиссия денег» - неравнозначны. Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в обо ...