Государственное регулирование рынка ЦБ

Рынок ценных бумаг и фондовые биржи » Государственное регулирование рынка ЦБ

Для предотвращения и сдерживания спекуляции на РЦБ, его деятельность регулируется государством. Так как если никакого процесса контроля не будет происходить, спекулятивные процессы на фондовом рынке могут вполне спровоцировать обрушение экономики в стране.

Государственное регулирование РЦБ обеспечивается:

- установлением обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ;

- регистрацией выпусков ценных бумаг и контролем за соблюдением условий эмиссии;

- лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;

- создана система защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ в России играет Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Она контролирует деятельность профессиональных участников РЦБ и выполнение стандартов эмиссии негосударственных ценных бумаг. Ежеквартально эмитент должен представлять отчет по ценным бумагам в ФКЦБ или уполномоченный ею государственный орган, а также владельцам ценных бумаг эмитента по их требованию. При эмиссии ценных бумаг, когда число заранее известного круга владельцев превышает 500, а также, когда общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, требуется регистрация в ФКЦБ (или уполномоченном им органе) проспекта эмиссии ценных бумаг. «Проспект эмиссии - это документ, в котором раскрывается требуемая законом информация об эмитенте и о предстоящем выпуске ценных бумаг». Инвестор может приобретать ценные бумаги только после государственной регистрации проспекта эмиссии. Цель этого документа - ознакомить инвестора о характере выпущенных бумаг и финансовом состоянии эмитента. Делается это для невозможности обмана и введения инвестора, так как он сам после ознакомления с проспектом уже составляет свое мнение о качествах эмитированных ценных бумаг.

По российскому законодательству существуют случаи, когда участники РЦБ, обязаны раскрывать информацию о своих действиях с ценными бумагами:

- инвестор обязан уведомить ФСФР о своем владении эмиссионными ценными бумагами, если он приобрел 20% и более ценных бумаг одного эмитента, увеличил свою долю до уровня, кратного каждым 5% свыше 20%. Уведомление осуществляется в пятидневный срок после приобретения бумаг;

- профессиональный участник РЦБ обязан раскрыть информацию о разовой операции с одним видом эмиссионных ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по операции составило не менее 15% от их общего количества.

В условиях постоянных спекулятивных операций на РЦБ особенно важен контроль за использованием служебной (внутренней) информацией. Лицам, ею владеющей, запрещается использовать ее для заключения сделок и передавать третьим лицам. Такими лицами являются: члены органов управления эмитента или профессиональные участники РЦБ, связанные с эмитентом договором; аудитор эмитента; а также служащие государственных органов, которые имеют доступ к такой информации. К служебной информации Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996) относит любую информацию об эмитенте и выпущенных им бумагах, которая обеспечивает ее обладателю преимущественное положение по сравнению с другими участниками РЦБ.

Регулируется также и рекламная деятельность на РЦБ. В рекламе запрещается:

- давать недостоверную информацию о деятельности эмитента и его ценных бумагах;

- гарантировать или указывать предполагаемый размер дохода по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

- использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на недостатки в деятельности профессиональных участников РЦБ, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги;

- запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты их регистрации.

В случае нарушения законодательства к участникам РЦБ применяются соответствующие административные или уголовные санкции. Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений и соблюдением ими установленных нормативов осуществляет Центральный банк РФ.

Также на РЦБ существуют органы саморегуляции – СОПУ (саморегулирующиеся организации профессиональных участников РЦБ), которые могут образовываться с одобрения ФСФР, устанавливают для своих членов правила деятельности на РЦБ и контролируют их соблюдение. Например, фондовые биржи разрабатывают кодексы поведения для своих брокеров и дилеров. Цель их создания состоит в обеспечении условий деятельности профессиональных участников, соблюдении ими этики на РЦБ, защите интересов инвесторов.

Актуальные статьи:

Оценка эффективности развития рынка банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь
За 2008 г. объем выпущенных в обращение банковских пластиковых карточек вырос и достиг 3882 511 шт. Процесс внедрения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси был начат в 1993г. и носил преимущественно плановы ...

Международные финансовые организации, их функции и роль
Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международный банк реконструкции и развития МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса в капитал определяет возможность влия ...

Ипотека: сущность и основные понятия
Ипотека – это обременение имущественных прав собственности на объект недвижимости.[1] Термин «ипотека» в юридическом обороте обычно охватывает два понятия: – «ипотека» как правоотношение и «ипотека» как ценная бумага. «Ипотека» как прав ...