Виды инфляции

Экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, с предложением товаров и услуг, с соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства.

Инфляция спроса обуславливается ростом денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен. Основной причиной роста денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег. На первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируются наращивание производства и продаж, снижение безработицы, цен и в итоге – установление равновесия. В последующем, когда полная занятость распространяется на все сферы экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный избыток массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег.

Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего роста затрат на заработную плату. Повышение цен на товары сокращает доходы населения, и требуется индексация заработной платы. Ее увеличение приводит к росту издержек на производство продукции, сокращению прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения зарплаты, увеличение зарплаты влечет за собой повышение цен – возникает «инфляционная спираль» заработной платы и цен. Инфляция издержек может обеспечиваться также за счет роста цен на иные факторы производства.

Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко подразделить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая дестабилизацию в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь следствием разбалансированности денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя к инфляции издержек.

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. Она подразделяется на умеренную со среднегодовыми темпами прироста цен от 5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития экономики. Галопирующая инфляция (прирост цен 10-50%) и гиперинфляция характерны для развивающихся стран. Такая инфляция рассматривается как негативное явление, вызывающее социальное и политическое напряжение в обществе. Грань между приведенными видами инфляции достаточно условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр.

В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства.

Актуальные статьи:

Экономическая сущность активных операций
В ходе использования средств, привлекаемых коммерческими бан­ками от своей клиентуры, других банков, с денежного и финансо­вого рынков, а также собственных ресурсов банка, в целях получения прибыли банки производят различного рода вложени ...

Бюджетирование в компании
Бюджетирование – текущее финансовое планирование деятельности организации. Основывается на разработанной финансовой политике и финансовой стратегии по отдельным аспектам финансовой деятельности. Суть закл. в составлении конкретных видов ф ...

Провайдеры систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться ...