Банковские кредитные операции подразделяются на 2 большие группы:
1. пассивные, когда банк выступает в роли заемщика (дебитора), привлекая средства клиентов, включая другие банки;
2. активные, когда банк выступает в роли кредитора, предоставляя средства клиентам, включая другие банки.
В приложении 1 приведены банки, наиболее активно участвующие в кредитных операциях
Кредитные операции коммерческих банков — вид активных операций, связанных с предоставлением клиентам кредитов. Основная масса кредитов выдается банками под обеспечение. Существуют несколько способов обеспечения кредитов разными видами имущества клиента или обязательствами - третьи стороны. Имущество или обязательства, принятые в обеспечение кредитов (под залог) должны удовлетворять таким требованиям: быть высоко ликвидными.
В 2008 году коммерческие банки РФ предлагали следующие виды услуг по кредитованию[6]:
1. краткосрочные кредиты при недостатке средств на расчетном (текущем) счете (овердрафт);
2. кредиты на пополнение оборотных средств в форме открытых кредитных линий;
3. целевые кредиты на финансирование коммерческих проектов;
4. кредиты на покупку основных средств;
5. ипотечные кредиты.
Физическим лицам предлагались кредиты на потребительские цели и покупку недвижимости.
Приоритетами кредитной политики большинства коммерческих банков РФ в 2008 году оставались формирование качественного кредитного портфеля, диверсифицированного по отраслевой принадлежности, срокам и видам кредитования. Основной целью деятельности банка по кредитованию являлось достижение максимальной рентабельности при минимизации рисков предоставляемых банком кредитов и наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банка в услугах по кредитованию. Решающее значение для принятия решений о выделении клиентам кредитов по-прежнему имеют качество предлагаемого залога и кредитная история заемщика. При этом набор финансовых инструментов, которые банк использует в качестве обеспечения, постоянно изменяется исходя из реальных условий российской экономики.
В 2008 банки продолжили кредитование торговых организаций, работающих с быстро окупающейся продукцией и имеющих стабильный рынок сбыта. Доля торговых предприятий в структуре кредитных вложений составила 42,49 %.
Приоритеты в области кредитования, главным образом, отдаются корпоративным клиентам, с которыми складываются долгосрочные партнерские отношения.
Объем выданных кредитов в 2008 году составил 330 млрд. рублей. В разрезе валют кредитный портфель выглядит следующим образом: кредиты, предоставленные в российских рублях – 76,75%; кредиты, предоставленные в иностранной валюте – 23,25% от совокупной величины кредитного портфеля (приложение 2). Взвешенная кредитная политика банка доказала, что кредитование может быть источником высоких доходов для банка и его клиентов, с которыми установлены прочные партнерские отношения.
Актуальные статьи: