4. Когда компания начинает неоправданно резко увеличивать объемы продаж своей продукции, то возрастает риск ее неоплаты. Причина в том, что компания теряет бдительность в подборе покупателей, не уделяя внимания их платежеспособности. В этой ситуации банк предпринимает рестриктивные меры, направленные на приостановление роста активов, настаивая на том, чтобы фирма притормозила реализацию продукции покупателям с сомнительной платежеспособностью.
5. Новые компании сталкиваются с серьезными проблемами при выходе на рынок. В конкурентной борьбе фирма может избрать как наступательную, так и защитную тактику. Наступательная тактика связана с завоеванием рынка с помощью различных мероприятий (снижения цен, роста объема реализации и т.д.), которые могут привести даже к временной потере дохода. Цель защитной тактики - стабилизировать доходы путем возможного сокращения объема реализации. Если фирма не адаптируется к условиям конкурентной борьбы, то погибает.
6. Многие небольшие фирмы не в состоянии прибыльно развиваться в условиях общего экономического спада.
Перечисленные факторы, влияющие на ухудшение хозяйственной деятельности компании, действуют автономно, независимо от банка. Но банк, зная, где у фирмы возникли слабые места, может и должен дать соответствующие рекомендации, предотвращающие появление несвоевременно погашенных ссуд. Большое внимание американскими коммерческими банками уделяется прогнозированию проблемных кредитов на первой и второй стадиях кредитного процесса, т.е. этапах анализа кредитной заявки и ее исполнения. Банковская практика предлагает обращать внимание на следующие основные моменты, которые помогают в кредитном процессе выявить потенциальные проблемные кредиты:
· недавняя финансовая несостоятельность заемщика, расхождения и противоречия в информации о заемщике;
· заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;
· моральные качества руководителя (борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи владельцами компании, частые смены в руководстве, строптивый, неуравновешенный характер руководителя, стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс, оказать давление на банковского работника);
· круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован, ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
· заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент испытывает проблемы;
· упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются по статьям;
· заемщик не представляет четко цель кредита;
· у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;
· отсутствие резервных источников погашения кредита;
· заемщик не имеет материального (сырьевого и т. д.) обеспечения;
· нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
· отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т. п.);
· пересмотр условий кредитования; изменения в схеме погашения кредита; просьба о пролонгации ссуды;
· отклонения показателей хозяйственно-финансовой деятельности компании заемщика от плановых или ожидаемых;
· отклонения в системе учета и контроля заемщика.
Актуальные статьи: