Дальнейшее развитие страховой деятельности в России серьезно сдерживает низкий уровень капитализации и, в частности, недостаточный для динамичного развития размер уставного капитала большинства страховых организаций. Согласно данным Департамента страхового надзора, в 2005 г. уставный капитал 79% страховых организаций составлял менее 10 млн.руб. Более того, у некоторых страховщиков уставный капитал не полностью оплачен денежными средствами и иногда для его оплаты используются различные, финансовые механизмы и схемы[9].
С 1 июля 2004 г. страховые организации должны иметь минимальный размер уставного капитала — 10 млн.руб., который корректируется с помощью повышающих коэффициентов в зависимости от вида страховой и перестраховочной деятельности.
По итогам предварительного анализа Федеральной службы страхового надзора, изложенного в письме от 16 июня 2004 г. № 44-ИЛ, по состоянию на 1 июня 2006 г. размер уставного капитала не соответствовал предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Кроме того, 367 страховых организаций, осуществляющих страхование жизни и иные виды личного и имущественного страхования, имели оплаченный уставный капитал ниже размера в 20 млн.рублей, установленного законом для этих видов страховой деятельности. В качестве последовательного шага по реализации требований закона Федеральной службой страхового надзора приказом от 16 августа 2004 г. № 18 отозваны лицензии у 151 страховщика[10].
Для динамичного развития отечественного бизнеса сохраняется немало препятствий:
- недостаточный уровень прозрачности деятельности страховых организаций;
- нормативные ограничения на участие в уставном капитале иностранных инвесторов;
- влияние популистских подходов к страхованию со стороны политической элиты, особенно в период предвыборных кампаний;
- сфера страховых услуг в современной российской экономике продолжает развиваться, и, безусловно, отраслевая нормативная база не всегда успевает за динамикой рыночных реалий. Помимо несовершенства страхового законодательства сохраняются и другие факторы, существенно влияющие на развитие страховой отрасли.
Основные цели и приоритетные направления развития отечественного страхового рынка изложены в Концепции развития страхования в Российской Федерации. Концепция стала последовательным и логическим продолжением ранее принятого курса на развитие сферы страховых услуг, определенного в постановлении Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998— 2000 годах».
Эксперты и специалисты ВСС выделяют несколько условий и предпосылок роста отечественного страхового бизнеса:
- политическая стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения;
- наличие платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги;
- формирование благоприятствующего развитию страхования налогового режима и инвестиционного климата;
- совершенствование нормативной базы страхового дела;
- формирование страховой культуры населения и понимания экономической целесообразности страхования;
- долгосрочное и перспективное планирование развития страхового бизнеса;
Актуальные статьи:
Общая характеристика и история возникновения АО «Темирбанк»
Акционерное общество «Темiрбанк» было образовано 26 марта 1992 года в виде специализированного банка, представляющего услуги железнодорожной промышленности Республики Казахстан. 21 марта 1996 года «Темiрбанк» был перегистрирован в акционе ...
Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования
Основным объектом денежно-кредитного регулирования большинства центральных банков является денежная масса, воздействие на которую осуществляется путем проведения денежно-кредитной политики двух типов: рестрикционной (от лат. restrictio – ...
Понятие платежеспособности банка исходя из различных теорий
По первой теории ликвидность банка лежит в основе его платежеспособности. Платежеспособность трактуется как способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам. Однако она зависит не только от ликвидности б ...