Сейчас, когда экономика вышла на траекторию подъема, наступает время, когда эти проблемы реально перемещаются в центр внимания государства.
Об этом, в частности, свидетельствуют последние решения Президента и правительства. Жаль только, что они недостаточно активно поддерживаются нашим парламентом.
Крайне важно в дальнейшем обеспечить программный комплексный подход к формированию высокой корпоративной культуры. В его основу целесообразно было бы положить отечественную концепцию развития корпоративного управления, опирающуюся на лучший мировой опыт. Тем более что опыт такой есть. В частности, можно было бы использовать принципы корпоративного управления, разработанные и принятые Советом организаций экономического сотрудничества и развития, куда входят большинство высокоразвитых стран мира.
Еще одной проблемой, которая стоит перед отечественным фондовым рынком, является отсутствие действенной системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.
Здесь задача состоит в распространении в среде эмитентов культуры открытости информации перед инвестором. Открытость и доступность информации не должны быть лишь обязательной формальностью. Эмитент должен осознать, что публикация проспекта эмиссии или предоставление регулярной отчетности имеет практическую пользу для привлечения инвестора.
Поэтому внедрение требований к информации о выпуске ценных бумаг и отчетности эмитентов, которые бы дали возможность эмитенту обратить внимание инвестора на существенные показатели своей деятельности, может оказывать содействие возникновению добрых традиций и внедрению современных стандартов добровольного и сознательного раскрытия информации.
Независимо от национальных особенностей нашей экономики в основу функционирования фондового рынка следовало бы заложить такие общепринятые в мировой практике нормы, как:
1) защита прав и законных интересов акционеров при условии равноправия акционеров и равноправного отношения к акционерам. Возможность любого акционера использовать эффективные способы защиты в случае ущемления его прав;
2) учет законных интересов заинтересованных лиц, поощрение активного сотрудничества между обществами и заинтересованными лицами в создании рабочих мест и улучшение финансового состояния предприятия;
3) раскрытие информации и прозрачность всех существенных вопросов, касающихся общества, которые включают его финансовое положение, результаты деятельности, собственников и управление обществом;
4) разграничение полномочий органов управления, функций и обязанностей между общим собранием, наблюдательным советом и исполнительным органом;
5) действенность, независимость и ответственность наблюдательного совета в обеспечении стратегического управления обществом, эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительного органа, а также ответственность наблюдательного совета перед обществом и акционерами.
За каждым словом этих принципов скрывается большой смысл, осознанный и апробированный более чем двухвековым опытом развития акционерных обществ.
Исходя из обозначенных принципов, главными направлениями развития корпоративного управления в Украине видятся:
§ усовершенствование системы защиты прав и законных интересов акционеров и обеспечение равноправия акционеров;
§ усовершенствование системы раскрытия информации и обеспечение прозрачности деятельности общества;
§ разграничение полномочий между органами управления общества;
§ учет законных интересов всех заинтересованных лиц (работников предприятия, менеджмента, кредиторов и т. д.);
§ формирование и развитие передовой, доказавшей свою цивилизованность, культуры корпоративного управления.
При этом надо учесть, что государственная политика в сфере корпоративного управления имеет двойственное начало. Государство выступает в процессе ее реализации и как регулятор, и как самый крупный акционер. При этом очень важно не допустить использования регулятором своих полномочий в пользу себя как акционера.
Актуальные статьи:
Ипотечное кредитование глазами заемщика
Условия программы ипотечного жилищного кредитования достаточно широки и приемлемы, существует огромное количество агентств ипотечного кредитования, банков, которые готовы осуществить ипотечные выплаты, но, тем не менее, во время оформлени ...
Структура банковской системы Японии
Банковская система Японии представлена двумя звеньями: центральный банк (Банк Японии) в организационную структуру, которого входят – политический совет (председатель, два заместителя, шесть членов), три исполнительных аудитора, три исполн ...
Внебюджетные фонды: виды, источники формирования, направления использования
ПФР формируется за счет средств работодателей (взносы 8% страховая часть, 6% накопительная), дотации из ФБ и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций. Средства используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, потере кормиль ...