Резервы, формируемые страховыми организациями

Материалы » Организация страхового дела » Резервы, формируемые страховыми организациями

Страница 3

Поскольку одни и те же расходы дважды не могут уменьшать налоговую базу налогов (так как отчисления в РПМ относятся к расходам страховщика, указанным в п.4 Положения N 491, и резерв предупредительных мероприятий являлся дополнительным резервом), то отчисления в РПМ не уменьшали налоговую базу налогов, определяемых от выручки.

До 1 января 2002 г. РПМ отличался от других резервов тем, что технические резервы уменьшали налогооблагаемую прибыль только на величину изменений, РПМ полностью вычитался из прибыли. После 1 января 2002 г. в соответствии с пп.1 п.2 ст.294 НК РФ к расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах), формируемые на основании законодательства о страховании в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Поскольку РПМ не имеет отношения к страховым обязательствам страховщика, то отчисления в РПМ не учитываются для целей налогообложения прибыли начиная с 2002 г.

Согласно пп.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик, переходящий на определение доходов и расходов по методу начисления, обязан включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями гл.25 НК РФ. К таким объектам или операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые по действующему законодательству до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу.

Указанные положения не применяются в отношении сумм резервов:

предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями, согласно ст.260 НК РФ;

по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002 г. признавала выручку в целях налогообложения "по отгрузке";

на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;

предстоящих расходов на оплату отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.;

на возможные потери по ссудам, формируемым банками, не использованным по состоянию на 1 января 2002 г.;

под обесценение ценных бумаг, сформированных организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность в соответствии со ст.300 НК РФ, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.

Таким образом, при изменении порядка налогообложения резервов перечень резервов, по которым не применяется пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ, исчерпывающий. Как отмечалось, РПМ по назначению, порядку формирования, отражения в бухгалтерском учете, переоценке (при формировании страховых резервов в иностранной валюте страховые резервы подлежат переоценке, а РПМ - нет) не являлся страховым резервом как до 1 января 2002 г., так и после 1 января 2002 г. Поскольку изменился порядок признания расходов для целей налогообложения прибыли, пп.4 п.1 ст.10 Закона N 110-ФЗ применяется в отношении отчислений в РПМ.

Учитывая изложенное и на основании изменений и дополнений ст.10 Закона N 110-ФЗ, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ, суммы РПМ, не использованные на 1 января 2002 г., включаются налогоплательщиками в доход налоговой базы налога на прибыль переходного периода как остатки неиспользованных средств резервов, отчисления в которые до вступления в силу гл.25 НК РФ уменьшали налоговую базу. Заметим, что действует льготный порядок уплаты налога на прибыль переходного периода, поскольку налог уплачивается не сразу, а в течение 5 лет.

Страницы: 1 2 3 

Актуальные статьи: