Взаимодействие банков с коллекторскими компаниями

Страница 3

Деятельность коллекторов состоит из трех основных стадий работы с должниками: soft collection, hard collection и legal collection.

Стадия soft collection состоит из первичного общения с должником с помощью технических средств (телефона). В рамках стадии soft collection с должником ведутся разъяснительные беседы об ответственности за уклонение от уплаты долгов, а также о тех экономических мерах, которые могут быть приняты к нему в случае невозвращения долга (пеня, штрафы и пр.). Должник также получает консультацию о способах возобновления обслуживания долга и возможности реструктуризации долга.

Стадия hard collection предусматривает личное общение с должником. На встрече с заемщиком коллекторы рекомендуют реструктурировать долг и вручают список кредитных организаций, имеющих возможность предоставления кредитных средств. Нard collection – это более настойчивый подход в работе с должниками, при котором должнику даются все рекомендации по устранению долга.

Legal collection – принудительное взыскание долгов посредством использования соответствующих государственных служб. К третьей стадии legal collection коллекторы переходят в том случае, если при использовании в работе с должником первых двух стадий не получен положительный результат. На стадии legal collection прямое общение с должником не предусмотрено.

Во всем мире, в т.ч. и в России, коллекторские агентства работают по агентской и цессионной схеме. При агентской схеме коллектор сотрудничает с банком на комиссионной основе. Работа коллектора начинается после получения в разработку портфеля проблемных долгов. После проработки заявки коллектор возвращает портфель банку и получает процент (комиссию) от суммы возвращенных плохих долгов. Некоторые российские банки передают один и тот же портфель проблемных долгов разным коллекторским агентствам – проводят первичное и вторичное размещение.

Размер денежного вознаграждения коллектора зависит от многих условий – объема портфеля проблемных долгов, его возраста, частоты размещения в коллекторских агентствах. В докризисный период сумма агентского вознаграждения составляла до 25% от возвращенной суммы просроченной задолженности. При этом выполнялось условие, что возраст кредитного портфеля не превышает 120 дней. В случае возврата долгов со сроками просрочки от 270 дней, вознаграждение могло составлять до 50% от суммы возвращенных долгов. Кризис плохих долгов привел к повышению процентной ставки выплаты вознаграждений. Сегодня рост уровня вознаграждений идет медленными темпами, поскольку агентская схема менее популярная, чем цессионная схема сотрудничества.

При использовании цессионной схемы банк продает портфель плохих долгов коллекторскому агентству. До кризиса такие кредитные портфели содержали долги с просрочкой возврата свыше 270 дней. Сегодня продаются портфели со сроками задолженности от 180 дней. При цессионной схеме при выкупе портфелей плохих долгов предусмотрены дисконты. До кризиса размеры дисконта по сравнению с номинальной стоимостью кредитов составлял 50-70%. В то время такие сделки были единичными. Сегодня дисконты составляют 93-95%. Такие же размеры дисконтов существуют в странах Европы. Там долги с просроченной задолженностью свыше 120 дней выкупаются по 5-7% от номинала. В США сделки проводятся со ставками повыше – 10% от номинала.

До кризиса наибольшую прибыль за короткое время получали дочерние коллекторские структуры банков и компаний, а также агентства, работа которых построена с участием зарубежного капитала. Это объясняется значительной экономией за счет дублирования функций персоналом банков, а также возможностью использования дешевых заемных ресурсов. 30-50% возвращенных плохих долгов считалось хорошим показателем работы коллекторского агентства. Разумный подход к ведению коллекторского бизнеса позволял окупить расходы агентства в течение 3-9 месяцев.

Ситуация кризиса привела к признанию коллекторских агентств теми банками, которые раньше полностью игнорировали важную роль коллекторов в возвращении плохих долгов. Но вместе с тем, в кризис возросли риски коллекторов. Среди них: покупка неоправданно дорогих портфелей плохих долгов, потеря репутации. Эти риски связаны со снижением или полным исчезновением маржи, а также появлением условий, при которых коллекторские агентства теряют благосклонность людей, государственных структур и организаций, которые зачастую оказываются на стороне должников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Актуальные статьи:

Проблемы осуществления операций с ценными бумагами
Одной из проблем рынка ценных бумаг в Беларуси является отсутствие систематической информации о том, куда лучше вложить деньги, каким финансовым компаниям и банкам следует доверять и т.д. Здесь необходимо учитывать опыт по созданию рейтин ...

Налогообложение и система внутреннего контроля
Аудит налогообложения, или налоговый аудит, осуществляется в рамках общего обязательного или инициативного аудита. Необходимость включения аудита налогообложения в программу проверки организации в целом определяется, прежде всего, существ ...

Виды коммерческого кредита. Его взаимодействие с банковским кредитованием
В современной коммерческой и финансово-хозяйственной практике выделяют следующие основные виды коммерческого кредита: - коммерческий кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта; - коммерческий кредит с оформлением задолженности вексе ...