Заключение

Страница 1

Еще сравнительно недавно, проблемы управления финансами были далеко на «заднем» плане экономической политики государства. Сегодня постепенно приходит понимание, что финансами необходимо управлять. Платежная система на ряду с реформированием банковской системы, тоже претерпела серьезные изменения, так как жизнь выдвигает все новые требования.

Разновидностью инкассовых операций в Казахстане являются расчеты платежными требованиями-поручениями и платежными требованиями.

Вексель может быть выдан только юридическим и физическим лицам, зарегистрированным на территории Республики Казахстан. Как выпуск, так и покупка векселей в ближайшее время могут стать массовым явлением.

В отличие от США в нашей стране чековая форма расчетов не является национальной формой. Расчеты чеками используются небольшими контингентами предприятий, и их доля не превышает 1,5% в общем, платежном обороте страны.

В заявлении на получение чековой книжки указывается дополнительный реквизит – “под гарантию банка”. Один из экземпляров заявления учитывается на внебалансовом счете “Гарантии, поручительства, выданные банком”. Чеки из таких чековых книжек подлежат оплате с расчетных счетов плательщиков и только при отсутствии средств зачисляются на указанный счет. Задолженность по данному счету погашается с помощью средств покупателя на его расчетном счете.

Еще одним из направлений сокращения наличного денежного оборота и ускорения расчетов является развитие платежных систем с использованием пластиковых карточек. В связи с этим продолжается создание нормативной базы, регламентирующей эмиссию пластиковых карточек кредитных организаций, правила расчетов и порядок учета операций, совершаемых с их использованием.

Затрагивая тему об электронных системах безналичных расчетов, которые должны быть реализованы в ближайшее время, надо сделать акцент, прежде всего, на использование произвольных "шлюзов" передачи информации: система должна уметь передавать информацию самыми разными путями (офф-лайновая передача файлов, использование речевых- или факс информаторов, интеграция с технологией). Однако уровень оснащенности наших банков современной техникой и технологиями в целом оставляет желать лучшего. Важной проблемой, требующего своего решения, является неразвитость информационных связей между коммерческими банками. В этом случае имеется в виду не регулярное представление отчетных данных Национальному Банку, а четко налаженный обязательный информационный обмен между коммерческими банками. Например, многим казахстанским банкам зачастую приходится кредитовать клиентуру, имеющую счета и в других банках. При этом банки совершенно не располагают объективной информацией о надежности и платежеспособности клиента, а получить такие данные в других банках практически невозможно, так как они составляют коммерческую тайну. Уместно, видимо напомнить о том, что в западных странах информация о неплатежеспособности и неблагонадежности клиента сразу же становится достоянием всех банков.

В республике назрела необходимость создания при Национальном Банке самостоятельных хозрасчетных информационных и методических центров, в задачу которых входили бы сбор, обобщение и обеспечение на коммерческой основе различной информацией и методическими разработками заинтересованные банки. Хотя в целом, наши банки оказались более устойчивыми по отношению к экономическим кризисам, чем российские. Это можно утверждать на примере не коснувшегося нас кризиса неожиданных массовых банкротств банков в России. Несколько слов необходимо сказать о системе расчетов платежными карточками. В настоящее время в Казахстане уже появляются свои локальные системы платежных карточек. Уже действуют "ALTYN" (Платежная система ALTYN. В настоящее время платежная система ALTYN состоит из 230 тыс. владельцев карточек, 170 банкоматов и 600 филиалов банка, 600 предприятий торговли и сервиса, обслуживающих платежные карточки. В систему ALTYN входят также несколько казахстанских и киргизских банков.) и "Иртыш-карт" - Народного банка, Cirrus/Maestro - Казкоммерцбанка, "ОАО Банк Каспийский" - Банка Каспийский, AlemCard банка "ТуранАлем". Однако сейчас возникает проблема, связанная с тем, что платежные карточки, в большинстве своем, используются, как средство по получению наличности. Основной причиной этого явления можно назвать то, что платежные карточки, в основном, выдаются в рамках так называемых "зарплатных проектов", для получения заработной платы и стипендий. В связи с этим задачей НБ является обеспечение возможности использования платежных карточек в качестве оплаты за услуги предприятий торговли и сервиса. В связи с этим необходимо отметить проект по созданию Национальной системы платежных карточек РК, который в настоящее время находится на стадии внедрения. Сегодня все страны Европы работают с Национальной общебанковской системой платежных карточек. Если, несколько банков создают систему с единой процессинговой обработкой, круг применения их карточек будет гораздо шире. Клиент одного банка может использовать карточку национальной системы, приходя в любой магазин, где есть терминал данной системы, независимо от того, в каком банке этот магазин обслуживается. И в заключение хотелось бы отметить, что банки работают в нестабильном экономическом рынке, что значительно влияет на их деятельность. В связи с этим казахстанские банки значительно чаще попадают в кризисные ситуации, в отличие от своих иностранных партнеров. Однако профессионализм и квалифицированность банковских работников, поможет вывести банковский сектор, и в целом экономику из затруднительного положения.

Страницы: 1 2

Актуальные статьи:

Анализ потребительского кредита, предоставляемого на торговых точках
В 2000году Банк Русский Стандарт вывел на банковский рынок России принципиально новую услугу – потребительский кредит, заложив, таким образом, основу для развития нового сегмента банковской деятельности. Реализация четко направленной биз ...

Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день остается вопрос финансовой устойчивости страховой компании, который зачастую возникает при выявлении несоблюдения страховщиком гарантий платежеспособности, систематическом невыполнении им об ...

Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО Сибирский банк развития бизнеса (СИББИЗНЕСБАНК) образовался 21.10.1993г. согласно лицензии ЦБ РФ за № 2539 по адресу: г. Сургут, ул. Маяковского 16/1. Изначально организационно-правовая форма кредитной организации была – общество с ог ...